Развитие речи детей до 1 года

Развитие речи детей до 1 года

Речь ребёнка – это показатель его психического и интеллектуального формирования, с её помощью малыш может высказать свои мысли и желания, т. е. контактировать с окружающим миром. По становлению детской речи можно судить о развитии ребёнка или нарушениях в нём.

Каждая мама с нетерпением ждёт первых слов своего малыша, ведь полноценно общаться со своим ребёнком поможет именно речь.

Формирование мышления и речи тесно взаимосвязаны и одно без другого не сможет гармонично развиваться.

Способность говорить – это наследственное человеческое качество, но его тоже нужно развивать. Чтобы малыш научился усваивать речь окружающих и говорить сам, родители должны с самого рождения дать ему всё, что необходимо для этого и, главное, своё внимание и общение.

Этапы большого пути к самостоятельной речи:

1 месяц – ребёнок уже реагирует на обращённую к нему речь и даже способен некоторое время слушать окружающих;

2 месяца – кроха при общении отвечает на обращённые к нему слова улыбкой;

3 месяца – малыш реагирует звуками (в основном гласными) и мимикой на речь и улыбку;

4 месяца – при эмоциональном общении с окружающими у крохи начинает формироваться смех;

5 месяцев – ребёнок продолжительно и активно гуляет, в лепете малыша меняется интонация и появляются согласные звуки, малыш обращает своё внимание на направление звука;

6 месяцев – ребёнок правильно понимает интонацию и различает знакомые голоса, звуки начинают складываться в первые слоги;

7 месяцев – кроха начинает понимать слова, учится привлекать к себе внимание осмысленными звуками и способен поддерживать со взрослыми игровое общение, начинает выполнять просьбы, например, сделать «ладушки».

8 месяцев – малыш активно использует согласные звуки, ритмично повторяет знакомые слоги.

9 месяцев – ребёнок произносит слоги и проявляет инициативу к началу общения, использует жестикуляцию.

10 месяцев – звуковой запас пополняется, появляются несколько простых «слоговых» слов ( ма-ма, ля-ля и т. д.).

11 месяцев – количество используемых слогов увеличивается, малыш пытается комментировать происходящее.

12 месяцев – ребёнок понимает отдельные слова и соотносит их с конкретными предметами и действиями. Кроха способен правильно реагировать на простые просьбы, а количество «слоговых» слов увеличивается.

Как помочь развитию речи малыша?

Подготовка к овладению речью начинается с момента рождения малыша на свет. Новорожденный издаёт звуки или плачет, пытаясь таким своеобразным образом пообщаться с миром. Педиатры советуют разговаривать со своим малышом как можно чаще, т. е. во время всего периода бодрствования ребёнка. Общение с крохой не только способствует нормальному общему развитию малыша, но и улучшает его настроение.

Начиная с 3-го месяца, ребёнок уже следит за окружающим миром, узнаёт и различает знакомые предметы и проявляет к ним интерес – стремится достать их, поэтому крохе нужно давать игрушки, разные по цвету, форме, величине. Именно с этого возраста нужно начинать развитие форм общения малыша – речь, голосовые реакции, зрительное и слуховое восприятие. Родители должны контролировать свою речь: она должна быть чёткой и богатой интонациями, а фразы нужно строить короткими, выделяя более важные слова. С 6-7 месяцев нужно вызывать у ребёнка подражание слогам, а при обращении к малышу, надо находиться в его поле зрения, чтобы ему были видны движения ваших губ – это повышает внимание и активность крохи, он следит за говорящим с ним и сам шевелит губами. В начале, следует побуждать малыша повторять только то, на что он сам обратил внимание: чаще называть яркие и звучащие игрушки, некоторые вещи в комнате, различные действия, которые кроха видит или производит сам, произносить названия окружающих предметов и имена людей. Специально показывая ребёнку различные предметы полезно специально называть их, называть производимые действия и обучать ребёнка выполнять их сначала при помощи взрослых, а затем по просьбе взрослых самостоятельно («дай куклу», «покажи, где мяч» и т. д.). В этот период надо учить кроху отыскивать названную знакомую ему вещь.

В конце первого года можно учить ребёнка осмысленно произносить слова, при этом необходимо, чтобы малыш хорошо понимал значение слова и умел его повторять. Разговаривая с детьми, целесообразнее употреблять те слова, которые они уже могут произнести. Не следует сюсюкать с крохой, подражать детскому говору и приучать к исковерканным словам – это только замедлит развитие речи малыша. Общение с ребёнком должно быть активным: лучше как можно чаще комментировать происходящее вокруг малыша и наполнять смыслом каждое слово. Тренировка мелкой моторики напрямую влияет на развитие детской речи, поэтому играйте с малышом в пальчиковые игры и позволяйте крохе перебирать мелкие предметы (под присмотром взрослых), делайте массаж.

Развитие ребёнка – это процесс, бесспорно интересный и насыщенный. За правильное развитие своего малыша отвечают в основном родители, поэтому, будьте внимательны к своим детям и помогайте расти им здоровыми и умными.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru