Этническая косметология

Этническая косметология

В последние десятилетия сформировалась новая дисциплина - этнокосметология, и особая ниша косметического рынка - этнокосметика. Строго говоря, этнокосметика - это полный набор средств по уходу за кожей и волосами, включая декоративные, который приемлем для данного этнического типа. По нятно, что женщина из Скандинавии бу дет пользоваться совсем иной косметикой, нежели испанка, японка ли бо жительница африканского континен та. Отличия в толщине и цвете кожи, структуре волос, эстетическом восприятии красоты в данном регионе - все это диктует свои нормы применения косметических средств.

Возьмите современное пособие по применению солнцезащитных средств, и Вы найдете четкое деление людей на 4типа: от белокожих со светлыми волоса ми до черноволосых с оливковой кожей. Все типы четко разделены по степени воздействия на них солнца, описаны их основные проблемы, для каждого типа выработаны рекомендации по примене нию того или иного комплекса солнцезащитных средств. Нечто подобное можно наблюдать и относительно средств ежедневного ухода. Для каждого этнического типа существуют свои космети ческие проблемы, связанные с генетическими факторами, питанием, пониманием красоты, объективными климатическими условиями. Так, хорошо известна особенная тонкая и бледная кожа англичанок, живущих во влажном туманном климате, и, наоборот, в жарких странах Азии и Африки кожа более толстая и жирная.

Не секрет, что косметическая индуст рия с момента начала своего развития была направлена на удовлетворение по требностей населения более развитых регионов мира - Европы и Америки - и обслуживала белокожее население. Вместе с тем в странах арабского Восто ка, Китае, Японии существовал доста точно высокий уровень ухода за лицом и телом, но на промышленную основу была поставлена, в первую очередь, ко сметика для белокожего населения. Но по мере того, как среди населения афро азиатских стран формировалась устой чивая городская прослойка и демографическая ситуация в мире стала меняться, возникла необходимость удовлетворения специфических потребностей населения с темной кожей, с его отличным от белого населения понятием красоты. По мере развития интересов в этой области возникло понятие «этнокосметика», которое зачастую употребля ется как синоним понятию «косметика для темнокожего населения». Причем в него входят и расы с желтой, довольно светлой кожей (японцы, китайцы), и очень темнокожие негроидные расы. Та ким образом, понятие «этнокосметика» оказалось в общеупотребительном смысле достаточно урезанным и даже несколько искаженным.

Основное требование к косметике для людей с темной кожей - осветлить лицо. Практически у всех народов более свет лая кожа считается показателем определенного уровня жизни и социального статуса. Очень часто темная кожа выглядит плохо ухоженной, повреждена рубчиками после перенесенных дерматитов и экзем, она сильнее теряет воду и ше лушится при перепадах температур. Таким темнокожим клиенткам, особенно живущим в наших широтах, очень важ но осветлять лицо, делая тем самым не достатки менее заметными. Отшелушивающими и осветляющими средствами все активнее пользуются и азиатские женщины. Они же охотно употребляют специальную декоративную косметику для темнокожих, более насыщенную и яркую, нежели это принято в Европе.

Тема этнической косметологии безусловно очень актуальна, поскольку из практического опыта ясно, что всегда лучше пользоваться средствами, созданными для данного этнического ти па. Скорее всего, в недалеком будущем определенная специализация коснется и сферы косметологических услуг.

История возникновения рынка этнокосметики

В начале двадцатого века американка С. Дж. Уолкер впервые применила в сво ем косметическом салоне состав для втирания, который придавал волосам людей африканского происхождения блеск и мягкость. В дальнейшем, учиты вая особенности кожи и волос у этниче ских групп, косметологи создали индуст рию этнической красоты, которая сегодня приносит огромные прибыли. Речь идет, прежде всего, об афро-аме риканской этнической группе, прожива ющей в США, Латинской Америке, а так же Азии и Австралии. В 1997 году афро-американская популяция составля ла 6% населения, и она неуклонно воз растает из года в год, а по данным бази рующейся в Лондоне исследовательской группы Detamonitor чернокожая попу ляция в этих странах мира в целом до стигнет к 2000 году 52 млн. человек.

Учитывая демографические тенден ции в сегодняшнем мире, этническую косметику производят практически все гиганты косметической индустрии Estee Lauder, Shiseido, Christian Dior, Chanel, Procter&Gamble, а также боль шое количество местных косметических предприятий.

Этнические особенности кожи и специальные средства ухода

Основная особенность строения темной кожи - это утолщение рогового слоя эпидермиса. Такая кожа продуцирует больше кожного сала, поэтому наиболее часто встречающийся тип этничес кой кожи - это комбинированная и жир ная. Свои особенности имеет и дермальный меланогенез.

В этнической косметике для кожи ве дущее место занимают отбеливающие средства, и наиболее часто в качестве отбеливающего агента используют гидрохинон. Он является сильным восстановителем и содержится во многих растениях в виде соединения с глюкозой - глюкозида арутина.

Другим отбеливающим компонентом является ртуть. При соприкосновении с кожей ртуть вызывает денатурацию бел ков эпидермиса, вследствие чего он бы стрееотшелушивается, удаляя пигментированные участки. Хотя известно, что длительное использование ртутных препаратов приводит к осложнениям, сильный и быстрый отбеливающий эффект привлекает внимание этнокосметологов. Для отбеливания используют также витамин С, эксфолианты, альфа-гидроксильные кислоты, экстракты шелковицы и лакричника (корня солодки).

Для коррекции процесса меланогенеза этническая косметика предлагает солнцезащитные кремы с UVA - и UVB-фильтрами и значением SPF не менее 15.

Известные фирмы, выпускающие этническую косметику для ухода за кожей, широко используют в качестве отбеливающих средств сочетания натуральных эксфолиантов, УФ-фильтров и витамина С.

Другой характерной особенностью этнической косметики является повышен ное содержание активных компонентов, приравнивающее выпускаемые изделия к фармацевтическим средствам.

Так, например:

· Фирма Shiseido выпустила в 1995 го ду обесцвечивающую эссенцию ЕХ повышенным содержанием арбутина и экстрактом корня солодки;

· отбеливающие средства от компании Procter&Gamble сочетают в себе масло иланг-иланга и солнцезащитный фактор SPF-15;

· Nina Ricci предлагает продукты с экс трактом белой шелковицы и аскорбил-фосфатом магния;

· итальянские этнокосметологи комбинируют отбеливающие составляющие с термальной водой.

Наиболее эффективный и комплексный уход и отбеливание обеспечивает вы пуск рядом фирм целых линий изделий. Так, Christian Dior предлагает линию с В-фильтрами и экстрактом шелковицы; линия Blanc Activ Pur от Chanel включает маску, сыворотку и защитную эмульсию с производным витамина С и оксикислотами. Biotherm выпускает ли нию Pure White с защитной жидкостью, сывороткой, лосьоном.

Этнические особенности волос и средства ухода за ними

Различия в типах и интенсивности рос та волос особенно заметны у различных рас: у монголоидов волосы жест кие и прямые, у представителей негроидной расы волосы вьющиеся. Внешний вид волос зависит от их попе речного сечения - у монголоидов волосы самые толстые, с поперечным сечением в виде правильной окружности, у негроидов волосы имеют овальное] поперечное сечение.

По сравнению с прямыми волосами сильно вьющиеся волосы имеют боль ший диаметр и растут в виде мелких скрученных спиралей, что определяется конфигурацией волосяных фолликулов. Вьющиеся волосы содержат мало воды. Структура тугих завитков делает вьющиеся волосы особенно подверженными повреждению при механической обработке, например при расчесывании гребнем или щеткой. При этом возможность создания прически ограничена, поскольку многие из наиболее популяр ных моделей не могут быть созданы без специальной обработки.

Сегодня для ухода за вьющимися волосами предлагают такие методы:

· Распрямление и расслабление волос с целью создания прически, отвечающей требованиям моды.

· Использование специальных шампуней.

· Питание волос с помощью бальзамов, поскольку этнические волосы содержат меньше воды и легко травмируются.

· Специальные средства для укладки.

С начала двадцатого века распрямление волос проводили прессованием, при ко тором чрезмерно вьющиеся волосы выпрямляли с использованием тепла, ма сел и металлических инструментов. После выпрямления волосы завивали с помощью горячих металлических щип цов. Масла для прессования были тяже лыми и часто изготавливались на основе нефтепродуктов. Впоследствии появились электронагревательные инструменты, а масла для прессования бы ли заменены более легкими кремами и лосьонами, не загрязнявшими волосы и делавшими их шелковистыми.

Лантиолизация, или распрямление волос - это химический процесс, по средством которого чрезмерно вьющиеся волосы распрямляют на долгое время. Первые средства для распрямления были разработаны в 40-х годах. Они представляли собой неочищенные концентраты гидроокиси натрия или гидроокиси калия, перемешанные с картофельным крахмалом, и сильно раздражали кожу головы.

В настоящее время используются и нещелочные распрямители с гидроокисью гуанидина, уже не вызывающие раздражения кожи. Смывают распрямитель нейтрализующим шампунем с рН 5 - 5.5.

Для чрезмерно вьющихся волос при меняют шампуни, содержащие более мягкие моющие вещества, распутываю щие волосы и обеспечивающие баланс рН в диапазоне от 4.5 до 5.5. Шампу ни, разработанные для других типов волос, зачастую не могут эффективно рас путывать чрезмерно вьющиеся волосы, и поэтому при расчесывании гребнем волосы повреждаются.

Чрезмерно вьющиеся волосы не покрываются продуктами секреции сальных желез в такой степени как прямые волосы, следовательно, такие волосы моют еженедельно либо раз в две недели.

Для чрезмерно вьющихся волос обязательно использовать бальзам-конди ционер, который предназначен для облегчения расчесывания, придания волосам блеска и шелковистости, обеспечения защиты от теплового и механического повреждения, увлажнения во лос, увеличения их объема и массы, снятия статического электричества.

При разработке средств для укладки чрезмерно вьющихся волос следует минимизировать использование высу шивающих ингредиентов и обязатель но добавлять глицерин, препятствующий расслоению волос. Окончательная обработка сильно-вьющихся волос осу ществляется помадой или масляным спреем.

В 1994 году в Бразилии стали выпус кать дешевые продукты для ухода за этническими волосами в домашних усло виях (линия «Эссене»). Это серия из 9 специализированных продуктов для вьющихся и сильно-вьющихся волос с экстрактами водорослей. Один из лиди рующих продуктов этой линии - несмы вающийся препарат-увлажнитель, который помогает распутывать волосы.

Линии других фирм включают кератиносодержащие продукты, Д-пантенол, витамин Е, увлажняющие компоненты, экстракты подсолнечника, зеленого кофе, миндального масла и растительный сквален для лечения поврежденных волос.

Этнический макияж

Декоративная косметика, адаптирован ная к этнической коже, представлена всей цветовой гаммой помады, теней для глаз, пудры. Новинкой является длительно действующая серия «Oil-con trol» от Avon.

Часто в состав декоративной косметики вводят антирадикальные компоненты, защищающие от окислительных процессов, вызванных солнечным излучением, и солнечные фильтры.

В моде цвет теней для глаз от желто го до коричневого и апельсинового и медная помада.

Женщины, живущие в Азии, покупают порядка 12 тонов макияжа для кожи. Хотя считается, что азиаты любят маки яж цвета слоновой кости и фарфора, в Таиланде и Китае используются желто-коричневые тона от очень светлого до шоколадного. Макияж женщин афро-американской этнической группы в це лом является более ярким.

Индустрия этнической красоты

Продукция для ухода за волосами этни ческих групп приносит огромные при были. Это серия Excellence от L'Oreal, кондиционер Pantin и серия биокосме тики «Black opal», ставшая хитом в косметике «масс-маркет». Продажа этнокосметики в афро-американском регионе приносит 3 биллиона долларов, из них 8 миллионов приходится на средства ухода за волосами.

В Европе продукция для темной кожи продается как в маленьких бакалейных магазинчиках, так и в традиционных ко сметических салонах. Существует специ ализированная выставка ETHNIC, где демонстрируется этническая косметика и парики. По этнической моде выпускают ся специализированные журналы, а специальный телевизионный канал Black Entertainment Televizion демонстрирует новинки косметики для этничес кой кожи и волос.

Особую популярность этнической косметике приносит и использование ее победительницами конкурсов красоты, среди которых в последнее время все чаще встречаются представительницы темнокожих рас.

Учитывая современные демографиче ские тенденции, социологи и этнокосметологи справедливо полагают, что про цент этнического населения Земли будет все более увеличиваться, а это значит, что этническая косметика имеет хорошие перспективы.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru