Красота научна?

Красота научна?

На исходе XX века человек вновь в центре внимания. Эффект конца тысячелетия? Подведение итогов? Новый Ренессанс? Гуманитарные науки: психология, социология, медицина — на подъеме. По всем правилам диалектики на этот раз человек не противопоставляется Богу, космосу, природе, технике, а осознается в единстве и гармонии с ними. Попробуем более внимательно взглянуть на одну из самых ориентированных на человека наук: косметологию. Специалисты заверяют: кремы становятся все эффективнее. Активные компоненты — все активнее. Косметология делает огромные успехи. Вслушаемся в эти доводы, вглядимся в пробирки.

Косметология и медицина: союз нерушимый!

Косметология становится все более научной. Рас тет число областей взаимно проникновения между кос метологией и медициной. Те же микрокапсулы, которые обычно содержат про тиводействующие старению косметические препараты, можно начинить лекарства ми. Создание специальных пластырей, применяющихся при болезнях сердца, стало возможным только благодаря изучению механизмов обмена между кожей и остальным организмом. Полученные косметологами сведения о коллагене оказались полезными для исследования артерий, а значит, и для лечения сердечно сосудистых заболеваний. Профилактика рака ко жи включает использование средств защиты от солнечных лучей, которым косметоло ги уделяют все боль ше и больше внимания. Целлюлит дав но перестал быть только косметиче ской или только медицинской проблемой. Находки косметических фирм в уходе зачувствитель ной кожей используются при лечении кожных забо леваний, например, экзем. Этот список можно продолжать бесконечно. Постепенное включе ние лучших косметологических лабораторий в научное сооб щество стало особен но заметно с нача ла 80-х годов, когда косметология вступила в эру высоких технологий. «На пример, в 1995 году, — объ ясняет Клод Буйон, дирек тор по науке фирмы L'Огeа1, — бюджет научных исследований фирмы L'Огeа1 составил 1,3 млрд. франков, или три процента торгового оборота. В наших лабораториях работают 1700 исследователей, в том числе по таким узким специальностям, как молекулярная биология». Итак, милые дамы, на нас работают самые светлые умы! Чтобы наша кожа оставалась вечно молодой, а настроение — всегда прекрасным. Процитируем мнение ученых-косметологов, которое, надеемся, вселит в вас уве ренность в завтрашнем дне: достижения в области био логии, медицины и космето логии таковы, что мы буквально стоим на пороге по беды над старением кожи.

Косметология идет вперед, постоянно обновляя и совершенствуя свой арсенал. За последние пятнадцать лет она расширила свои функции от «утешающих» до профилактических и да же восстановительных.

Ученые утверждают, что если бы мы сумели сравнить кожу женщин раз ных поколений в одном и том же возрасте, это стало бы лучшей демонстацией возросших возможностей кос метологии. Взять хотя бы растительные экстракты, которые сегодня разительно отличаются от тех, которые использовались в кремах наших бабушек. В те времена не всегда было точ но известно, почему, скажем, корень заманихи укрепляет дряблую кожу, а почки тополя улучшают рост волос.

Сейчас же лаборатории косметических фирм научились фиксировать и выделять — с точностью до моле кул! — активные вещества, определенным образом воздействующие на кожу.

Производство сырья тщательно конт ролируется: выбирается наиболее подходящая для выращивания расте ний местность, соблюдается опти мальный режим ухода за ними, проводятся регулярные анализы, под тверждающие стабильное содержание в них необходимых компонентов. Прицельная точность достигается не только при выделении активных веществ, но и доставке их по нужному адресу. Во многих препаратах они заключаются в капсулы микроскопического размера, которые способны перенести их именно к тем клеткам, которые в них нуждаются, и в гораздо большем количестве, чем это было возможно прежде.

Как измерить эффективность крема?

С помощью экспер тов, сканеров и... женщин! В косметологии эмпиризм вышел из употребления очень и очень давно, в кон це 70-х годов. Сейчас не достаточно знать, что ромашка успокаивает кожу, а шалфей ее дезинфицирует. Необходимо понимать, почему и каким обрзом это происходит. В ход идет сверхсовершенная аппаратура, используются методы физики, электроники, оптики, механики... Действенность того или иного даже не препара та, а его отдельных компонентов и их сочетаний измеряется самыми разнообразными способами, от баналь ных исследований участков кожи «до и пос ле» под сильнейшим микроскопом до изучения ее методом магнитного резонанса — сканер способен практически заглянуть внутрь кожи — или методом фармакокинетики, позволяющим оценить скорость проникновения активных компонентов сквозь кожу. И наконец, почти готовая к поступлению в производство форму ла предлагается на суд женщин. В апробации участвуют 300-400 спонтанно отобран ных добровольцев, которые на себе оцени вают эффективность крема, используя его в течение нескольких не дель и даже месяцев. Следует знать, что предприятие по производству косметической продукции — это не только и не столько линии по разливу кремов в баночки и тюбики, сколько десятки лабораторий, в которых эти кремы придумываются, создаются, испытываются и самым тщательным образом проверяются, причем на всех стадиях производства, начиная от контроля качества закупленных у поставщиков ингредиентов до случайных выборок образцов из уже запакованных для поступления в продажу коробок. Малейшее несоответствие стандартам - и продукт, а иногда и целая партия, нещадно выбраковываются. Для полноты уверенно сти потребителя в вы соком качестве продукции в европейских государствах вступило в действие новое прави ло: каждый вид кос метической продукции должен быть снабжен перечнем всех входящих в него компонентов.

Это сладкое слово «текстура»

В наш век интеграции наук косметология — это не только медицина и биология, но также психология, социология и... философия. Почему бы и нет? А если еще чуть-чуть магии... Возьмите крем: самый-самый, отмеченный дипломами, напичканный последними достижениями научной мыс ли... Но если вы, испытав его в деле, не почувствуете, какой он мягкий и нежный, как тает под пальцами, вы на верняка не станете им пользоваться.

Вот почему косметические лаборатории с маниакальным упорством ра ботают над созданием текстур, «приятных во всех отношениях»: шелковистых, легких, нежирных. «Одна из главных задач при производстве ново го препарата — постичь тайну успеха у женщин», — утверждает Жоэль Гесне, возглавляющая отдел перспективных исследований группы Sanofi. Ничего сегодня не отдается на волю случая, особенно когда речь идет о комфорте и удовольствии. Каждый крем систематически проходит обследование у специалистов, которые оценивают его запах, вязкость, легкость в нанесении и быстроту впитывания. Составляется «сенсорный профиль», или чувственный образ препарата.

Свое слово говорят и потребитель ницы, которые заполняют предложенные анкеты и дают личный отзыв о том или ином средстве. Если продукт не вызывает достаточного энтузиаз ма, он возвращается на доработку. Если же положительные оценкипре обладают — в добрый час! Многие фирмы идут еще дальше: они обращаются к специалистам, отсле живающим эволюцию вкусов и пристрастий покупательниц. Психосоциолог Жаклин Редюльфо, специализирущаяся в области мотивации покупки, описывает это так: «Я собираю вместе десяток незнакомых между со бой женщин, и мы в течение четырех часов обсуждаем их кожу, фигуру, представления о красоте. Я прошу их оце нить запах, текстуру, цвет, название, упаковку косметических продуктов. Та кие встречи проходят очень оживлен но: женщины настолько эмоциональ но относятся к вопросам красоты, что очень активно участвуют в обсуждении, охотно и откровенно высказываются. Часто оказывается, что научные доводы служат всего лишь оправданием наших покупок. Нам просто хочется что-то сделать для нашей кожи, и на ука помогает нам в этом, вселяет уверенность в себе, освобождает от чувства вины». И чем приятнее крем в употреблении, тем сильнее потребность в оправдании, солидном научном обосновании! Эдакий вариант легенды о Фаусте: ради сохранения молодости мы продаем душу демону потребления!

Назначение препарата в значительной степени диктует его цвет и текс туру. Цвета слоновой кости, розы, персика символизируют в нашем со знании такие понятия, как «защита» и «надежность». Препараты зеленого и голубого цвета в нашем представлении несут в себе энергию растений и моря — неудивительно, что они ассоциируются для нас с чистотой и жизненной силой. Маслянистые кремы, густые бальзамы дают нам чувство успокоения — за этим скрывается материнский архетип, защищающий и успокаивающий, детские воспоминания о молоке, сливках. Идея возрождения, вечной молодости тесно связана с водой, влагой: восстанавливаю щие косметические средства обычно продаются в виде жидкостей, во флаконах с пипетками, а иногда и вампулах, причем успешнее всего они рас ходятся весной, в сезон обновления.

За последние годы поиск удовольствий перешел от гедонистической формы к космической! Неужели «космос» и «косметика», слова исторически родственные, обретают новые, неожиданные связи?

Итак, косметика поможет нам не только победить время, но и обрести смысл жизни... Вспомните об этом, втирая на ночь любимый крем. Вы теперь не просто кокетка, вы — философ!

Этичны ли опыты на животных?

Вот мы и добрались до этики. Вынесенный в подзаголовок вопрос кажется риторическим, однако не все так просто. Полемика между защитниками животных и косметическими фирмами ведется не первое десятилетие. Еще в 1968 году была основана Организация в защиту подопытных животных — ОРАL, учредившая в 1984 году премию «Амальтея», названную в честь нимфы-козы, вскормившей Зевса. Эта премия присуждается ученым и науч ным коллективам «за вклад в разработку технологий, позволяющих заме нить опыты на животных альтер нативными методиками».

Однако в этой полемике осталось немало недоговоренного. Все фирмы, даже те, что публично открещивают ся от «вандализма», пока что вынуждены закупать сырье для производства кремов, прошедшее обязательные ис пытания на животных. Кстати, над пись на коробочках готовой продукции: «Не испытано на животных» — заменена на более философский ло зунг: «Против испытаний на животных». Ученые действительно стремят ся исключить из практики такие испытания, столь одиозные в глазах общественности. Работа над альтернативными технологиями щедро финансируется и ведется довольно успешно.

Неплохие новости для кроликов и морских свинок: к будущему, 1998 году согласно крупному общеевропейскому проекту предусмотрен полный запрет на все виды опытов над животными.

Нужна кожа? Вырастим сами!

Да, змеи умеют сбрасывать старую кожу и отращивать новую. Но создание в пробирке человеческой кожи - все-таки скорее сюжет для научно-фантастическо го рассказа. Бережно растить ее, наблюдать, как она покрывается загаром подвоздействи ем ультрафиолетовых лучей, как влияют на нее моющие средства, как она расцветает от целебных составов и под заботливым присмотром «родителей» в белых халатах, — вот будни лабораторий, где полу чают так называемую ре конструированную кожу. Суть методики такова: клетки эпидермиса, то есть поверхностно го слоя кожи, высеваются на твердую основу. Затем вся система помещается в питательную среду, обеспечивающую рост и размножение клеток. На последнем этапе реконструирован ная кожа помещается на границу питательной среды и воздуха, что способствует формированию кожного барьера, или рогового слоя. Эта методика позволяет на удивление хорошо воссоздать основные структурные свойства на стоящей кожи. Конечно, это воспроизведение далеко не идеально, в первую очередь потому, что настоящая, «живая» кожа пронизана кровеносными сосудами, по которым в нее по ступают сигналы от организма, например, гормоны. По ней проходят нервные пути, в ней существуют некоторые виды специализированных клеток, связанные с иммунной системой. А главное, как и любая система «из пробирки», реконструированная кожа изолирована от живого организма, ведающего защитными сигналами. Но на сегодняшний день это максимально воз можное приближение к человеческой коже. Косметические гиганты тратят немалые сред ства на исследования в этой области. Фирма L’Огeal, один из пионе ров по проведению подобных работ, еще в 1968 году открыла первую специализирован ную лабораторию.

Усилиями сотрудников L’Огea1 удалось разра ботать многие передовые методики. Ими опубликовано более 50 научных работ, посвященных проблематике реконструированной кожи. Зачем это нужно? Преж де всего, выращенная в пробирке кожа используется для пересадки при сильных ожогах. Она пока еще несовершенна косметически, однако может восполнять глав ные функции настоящей кожи. В фармакологии и токсикологии она ши роко используется, в частности, для изучения механизмов воспаления и раздражения под воздействием химических веществ и ультра фиолета.

И конечно же, эти иссле дования очень важны для изучения эффектив ности и надежности косметических и дерма тологических препа ратов. Применение ре конструированной кожи — один из главных альтернативных мето дов, позволивших резко снизить объемы испытаний на животных. Тройной выигрыш: для науки, этики и эконо мики! Помимо этических соображений, применение рекон струированной кожи снижает риск ошибок по сравнению с опытами на животных. Все-таки человеку она роднее, чем шкурки его меньших братьев!


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru