Записки дилетанта или в поисках тактильных ощущений

Записки дилетанта или в поисках тактильных ощущений

Немало людей хотят научиться массажу, не обязательно решив стать профессиональными специалистами, но испытав на себе, насколько массаж может быть полезен, интересен и приятен как для массируемого, так и для массажиста. Именно по этой причине с 2001 года я начал интересоваться массажем, узнавать и пробовать разные способы обучения этому искусству.

Сначала просто разговаривал со знакомыми массажистами и по возможности наблюдал за их работой. Некоторые охотно делились своими наработками и опытом. Иногда бесплатно, но чаще по цене сеанса или курса массажа, вместо или вместе с самим сеансом. Обнаружилось, что новичку перенять опыт профессионала можно лишь в очень ограниченной степени, поскольку слишком быстро, непонятно, непредсказуемо они работали и не всегда обладали педагогическим даром.

Я начал присматриваться к попадавшимся на глаза объявлениям об обучении массажу, расспрашивать тех, кто прошел такие курсы. А главное - сам стал делать массаж примерно так, как видел или как «само получится».

Через некоторое время, основываясь на отзывах знакомых, пошел на авторский курс «Общий (классический) медицинский массаж», который был организован в частном порядке аспирантом одной из кафедр травматологии и ортопедии столичного медицинского вуза, профессиональным массажистом и мануальным терапевтом. Параллельно с этим курсом я прошел индивидуальное обучение на, казалось бы, совсем несерьезном авторском курсе «Чувственный (эротический) массаж». Тем не менее именно здесь мне помогли «поставить руки» и существенно развить тактильную чувствительность, навыки чувствования тела, правильного прикосновения и поглаживания (то, с чего начинается практически любой массаж). С точки зрения уровня и принципов обучения, соотношения качество - цена этот курс оказался одним из лучших, что я встречал.

С этого и началось мое обучение массажу. Потом было много других, разного уровня и качества курсов, мастер-классов, телесно-ориентированных тренингов с массажными практиками, посещений фестивалей массажа, клубов и встреч для любителей попрактиковаться в массаже и других контактно-телесных взаимодействиях, просмотров обучающих фильмов и прочих источников информации по массажу. Было несколько кратковременных курсов и много разовых занятий, которые показались малоинтересными и не запомнились.

Интересовался я не только массажем, но и другими телесно-ориентированными парными практиками. Меня привлекали прежде всего эффективность, полезность и приятность взаимодействия. Были важны не только телесные, но и психологические эффекты прикосновений. По этой причине около года я посещал занятия по Розен-методу. Участвовал в семинаре самой Мэрион Розен, автора этой методики. Даже был в качестве «модели», на которой 89-летняя преподаватель проводила небольшую демонстрацию.

Из того, что я попробовал, понравилась своей эффективностью и простотой техника «тибетские пульсации» (разновидность массажа телом). Полезными и интересными оказались талантливо и красиво организованные краткосрочные тренинги по релаксационной-тантрическому массажу в совокупности с другими экзотическими релаксационными техниками. Особенно запомнился и оказал на меня большое влияние тренинг по «Т-массажу» (смесь из телесно-ориентированных парных практик, элементов классического и тантра-массажа). К сожалению, вскоре занятия превратились в противоречивую и для некоторых обучаемых психологически травмирующую профанацию. Немало полезных приемов и техник удалось вынести из среднего по качеству и уровню тренинга«Тайский традиционный массаж Wat Po».

На всех этих занятиях (подчеркиваю - кроме классического массажа) уделялось достаточно много внимания психологической настроенности на массаж, созданию и удержанию определенного психологического состояния у себя и клиента (партнера). В этом смысле было особенно характерно занятие по «хара-массажу» (разновидность массажа области живота и поясницы), где психофизическая подготовка длилась несколько часов, после чего надо было «просто» мягко положить руку на живот партнера, несколько минут ее подержать и убрать.

Наиболее полезной для меня и моего организма оказалась телесно-ориентированная практика «Контактная импровизация», познакомившись с которой я практически перестал посещать другие занятия и сеансы профессионального массажа, так как ничего более эффективного и интересного мне долго не попадалось.

Я специально искал способы, как в необходимом для квалифицированного массажа объеме освоить анатомию и физиологию человека, навыки диагностики, получить специализированные для массажных практик медицинские знания. Но пока узнал лишь об учебных центрах, где для выдачи квалификационного свидетельства «массажист» предлагают посетить дополнительные двухнедельные вечерние курсы младших медсестер. И нашел относительно продвинутые курсы массажа, где несколько занятий все же посвящено анатомии, физиологии и некоторым медицинским аспектам массажа, но вряд ли этого достаточно.

В России и особенно в Москве можно встретить множество предложений по обучению различным видам массажа, в том числе достаточно экзотическим и редким. В Интернете и прессе преобладают предложения курсов и школ классического массажа, несколько реже - традиционного тайского и его салонных видов. Другие предложения чаще встречаются на рекламных стендах в тренинговых и культурных центрах, в некоторых специализированных магазинах (чаще эзотерической направленности).

Из всего этого многообразия я мало обращал внимания на предложения профессиональных и специализированных учебных заведений, возможно, потому, что виды массажа, которым они обучали, были мало популярны среди встречавшихся мне людей и не вызывали ощутимого интереса. Кроме того, возникло убеждение, что в этих учебных заведениях даются в основном лишь схематичные массажные приемы и упрощенные учебные варианты массажа. Очень мало внимания уделяется таким важнейшим навыкам, как развитие тактильной чувствительности массажиста, постановке и развитию чувствительности рук, правильному и чуткому прикосновению, психологическому настрою на клиента и на процесс массажа и т. п. Как правило, то, что обычно преподается, существенно отличается оттого, как работает даже сам преподаватель во время не учебной демонстрации, а реального массажа.

Неприятно поразило широкое распространение множества чисто рекламных и коммерческих уловок для завлечения на курсы и раскручивания стоимости обучения. Отдельный разговор надо вести о низком качестве обучения и несоответствии того, чему и как учат, с тем, что предлагается в рекламе. В этом смысле характерен пример курсов антистрессового, трансового массажа, которые я прошел в одной из лучших (судя по рекламе) массажных школ России. У меня это был первый опыт обучения в специализированной массажной школе. Расскажу об этом подробнее. Условия были замечательные: удобное и хорошо оборудованное помещение, красивый и уютный дизайн учебного зала, специально подобранная музыка, одноразовые простыни и полотенца, высококачественное массажное масло, эстетично оформленный сертификат, вполне квалифицированная и явно талантливая преподавательница. Именно просмотр учебного фильма с ее участием стал существенным доводом пройти у нее «живое» обучение. Но сам процесс обучения оказался, пожалуй, худшим из всего, что я встречал.

Я пошел на этот курс лишь потому, что из рекламы создалось убеждение, что данный вид массажа - один из лучших релаксационно-антистрессовых. На деле же стало выясняться, что такой массаж в «чистом виде» практически не применяется, а входит как эпизодическое включение попутно с другими видами массажа в общую схему преподаваемого полного курса, а этот цикл - как бы введение или дополнение. Нам постоянно напоминали, что даже опытный массажист не должен использовать эту технику «в чистом виде» более 30-40 минут (реально - существенно меньше), поскольку иначе она может привести к «стрессирующему перевозбуждению» нервной системы пациента. И это мы ощутили на себе в полной мере. Через два дня один из участников (на котором чаще всего показывали приемы) сказал, что у него возникло дикое нервное раздражение, он почти до утра не смог заснуть и вообще ему стало плохо. В последний день аналогичное состояние возникло у меня, после того как я примерно на 1,5 часа был основной моделью для демонстраций. То же нервное раздражение, головная боль, срыв сна, появилась какая-то агрессивность, причем все это в достаточно сильной форме. Успокоилось и нормализовалось мое состояние только через 2 суток.

На курсе практически отсутствовало главное - обучение созданию у массируемого приятно-комфортного состояния антистрессового релакса и кинестетического транса. Объясняли и отрабатывали в основном визуальный формально-механистический рисунок отдельных приемов. Прикосновения преподавателя были тактильно случайными, «рваными», часто «пустыми» или даже несколько раздражающими.

Создалось впечатление, что главное в этом массаже - зрелищность. Это достигается тем, что тактильность и кинестетика массажа стоят как бы на втором плане или этим вообще пренебрегают ради внешнего зрительного эффекта. За время курса ни разу не представилась возможность нормально провести полный «прогон» сеанса массажа. Почему-то кинестетический транс демонстрировался только издали, визуально и не на нас, а на представителях школы. Отсутствовала психофизическая настройка на массаж, столь важная на многих других из ранее посещенных мною курсах. Даже элементарные приемы показывались так, что освоить их было непросто. Хотя постоянно замечалось, что масло наносится неверно. Лишь в середине последнего дня несколько минут было затрачено на показ правильной техники этого важного элемента начала массажа.

Ну и типичное не только для этой школы: реально курс преподавался существенно меньше указанных в сертификате 32 часов, причем заметная часть обучения представляла собой самостоятельную отработку приемов друг на друге в отсутствие преподавателя.

Из понравившегося могу отметить красивую «живую» демонстрацию сеанса массажа (пусть даже и на собственной модели школы) и возможность просмотреть пару эксклюзивных презентационных фильмов с еще более великолепными показами экзотических техник массажа. Хотя осталось неясно, насколько адекватны и эффективны они для массируемых или просто хорошо смотрятся со стороны.

В итоге создалось впечатление, что основной сверхзадачей этого курса было направление на последующее обучение, для чего преподаватель старалась не столько раскрыть, сколько тщательно замаскировать подлинные секреты мастерства.

Разбивка объемного и дорогого обучения на ряд менее дорогих и как бы самостоятельных курсов - типичная уловка таких школ. На курсе тайского массажа лишь во время занятий обнаружилось, что это только первая ступень, а для освоения всей техники нужно посещать следующие и следующие. В то же время некоторые ученики легко обходят такую уловку. Например, пройдя лишь одну ступень массажного мастерства и получив сертификат, используют его для официального основания практиковать нечто под целостным брендом. (У меня тоже теперь есть солидный «сертификат международного образца» престижной школы массажа, который дает право утверждать, что я владею антистрессовой техникой.)

Когда меня кто-то спрашивает: «Как научиться массажу?», обычно отвечаю, что «самое важное - как можно чаще самому делать массаж», причем не формально механистически, а прислушиваясь к ощущениям в собственном теле, в руках и зонах контакта. Сосредоточивать внимание на массируемом, на его реакциях, настраиваясь на его ощущения. Спрашивать, что он чувствует, что ему хочется или не хочется, интересоваться ощущениями и результатами после массажа, в том числе отдаленными.

Большая удача, когда попадаются «талантливые» клиенты (партнеры), хорошо и тонко чувствующие свое тело и характер прикосновений, внятно, ясно и четко демонстрирующие и выражающие свои ощущения, сами предлагающие манипуляции, которые их тело хочет.

Хороший преподаватель 1) это хороший массажист, который не только учит, но и сам делает массаж 2) любит, чтобы ему делали тот массаж, которому он учит 3) активно и охотно делится своими знаниями, опытом, секретами мастерства 4) может и готов демонстрировать не только учебные варианты техник, но и профессиональную работу

Особый разговор - о готовности преподавателя на себе «слушать руки» обучаемых и тактильно оценивать их прикосновения и технику. Чуть хуже вариант - приглашение опытных «моделей», которые способны оценить технику и характер прикосновений. Повсеместно распространенная практика - отрабатывать приемы и массаж друг на друге, особенно при неучастии преподавателя - заметно менее эффективна для усвоения и закрепления правильной техники.

По моему мнению, вариант «друг на друге» почти эквивалентен самостоятельному заочному обучению по книгам и фильмам. По сути такие «курсы» сводятся лишь к предоставлению помещения, массажных столов и т. п. Хотя если нет возможности для начальной самостоятельной практики, может, и стоит выбирать курсы, предоставляющие максимум за адекватную цену либо самим приплачивать «моделям» за их согласие выделить для вас время, терпеть и оценивать еще не вполне умелые и не всегда приятные прикосновения. Это может выйти намного дешевле, чем стоимость многих таких «курсов», а уровень «моделей» существенно выше. Что совершенно неважно и даже должно настораживать - слишком хорошая реклама школы, «громкое имя», престижность, «сертификаты мирового образца», хвалебные отзывы в прессе. Затратив средства на такую рекламу, школы нередко «расслабляются» по поводу качества и уровня самого обучения. По сути основная плата берется за «солидный» сертификат, бренд и имя.

Не заметил я существенной связи стоимости обучения с его уровнем и качеством. Встречал лишь единственное исключение - индивидуальное обучение массажу у хорошего преподавателя. Если финансы позволяют, это, может быть, наилучший вариант.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru