ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА МОДЕЛИ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА МОДЕЛИ

Изготовление корпуса плавающей модели является сложной и ответственной работой. Для того чтобы модель имела хорошие ходовые качества, нормально погружалась и всплывала, была остойчива и устойчива на курсе и обладала необходимым запасом плавучести, ее корпус должен удовлетворять следующим требованиям:

— обводы должны точно соответствовать теоретическому чертежу;

— корпус должен быть водонепроницаемым;

— вес корпуса должен точно соответствовать весу, определенному проектом;

— поверхность корпуса должна быть гладкой для уменьшения трения о воду при движении модели.

Корпус модели с электрическим двигателем лучше всего изготовлять из жести. Такой корпус имеет высокую прочность. Кроме того, металлический корпус в отличие от деревянного сравнительно нетрудно сделать герметичным. Еще одно преимущество металлического корпуса: при монтаже электропроводки ее можно делать однопроводной, роль второго провода в этом случае будет играть корпус.

Первым и необходимым условием постройки является изготовление теоретического чертежа в масштабе 1 : 1. Далее приступают к изготовлению деревянной болванки. Оно мало отличается от изготовления деревянной болванки корпуса модели надводного корабля. Болванку вырезают из цельного или склеенного из досок бруска. По середине этого бруска, сверху и снизу, карандашом наносят линию, изображающую ДП. На верхней и нижней гранях бруска проводят линии шпангоутов перпендикулярно ДП и наносят контур наиболее полной ВЛ. С боковых граней бруска до контура этой ВЛ ножовкой, рубанком, а затем стамеской срезают лишнюю древесину. Затем на боковых поверхностях проводят линии шпангоутов перпендикулярно ДП и ВЛ, соединяя их концы на верхней и нижней гранях бруска. На боковые поверхности наносят также очертания ДП модели, срезают лишнюю древесину и восстанавливают разметку сечений шпангоутов.

Для дальнейшей обработки бруска изготавливаются шаблоны шпангоутов. При этом переносят контур половины каждого шпангоута в масштабе 1:1с теоретического чертежа на лист тонкой фанеры или картона и вырезают на поверхности этого листа площадь, занятую половиной данного шпангоута. Проверяя работу шаблонами с обеих сторон, с бруска стамеской снимают лишнюю древесину до тех пор, пока он не примет форму корпуса модели. Для этого по необходимости несколько раз нужно восстанавливать разметку ДП, ВЛ и шпангоутов. Окончательная отделка болванки производится драчевым напильником и шкуркой.

Известно, что устойчивость модели на курсе в значительной степени зависит от корпуса. Поэтому, изготавливая болванку, а затем корпус, необходимо помнить, что если при постройке будут допущены некоторые дефекты, модель не сможет ходить прямолинейно. К таким дефектам относятся; несимметричность обводов корпуса относительно ДП, несимметричность расположения гребных винтов относительно ДП, несимметричная по отношению к осям гребных винтов установка вертикального и кормовых горизонтальных рулей, различные размеры гребных винтов.

В готовой болванке, на ее наружной поверхности, делают пропилы для шпангоутов пакетом ножовочных полотен, причем среднее полотно должно выступать на 3 — 3,5 мм. Шпангоуты в этом случае имеют тавровое сечение и создают, несмотря на свои небольшие размеры, большую прочность корпуса. Стрингеров и киля в этой конструкции не имеется и поэтому шпангоуты устанавливают на болванке чаще.

Для заготовки шпангоутов на листе белой жести штангенциркулем проводят риску на расстоянии 5 мм от края и по этой линии сгибают жесть пополам. Полученную полосу отрезают и выравнивают на плите. На заготовленных в нужном количестве полосах проводят вторую риску на расстоянии 2,5—3 мм от сгиба. Закрепив полосу в тисках на уровне этой риски, выступающие края отгибают отверткой в разные стороны и затем молотком выравнивают.

Корпус модели изготавливают из двух половин. Стык этих половин должен находиться на самой полной ВЛ корпуса. Для этого заранее наносят положение ВЛ и только после этого устанавливают шпангоуты. Заготовки шпангоутов устанавливают на свои места в пазы болванки, выравнивают легкими ударами мологка и концы временно закрепляют гвоздями. Эти концы должны выступать выше стыка половин корпуса (самой полной ВЛ). Затем приступают к обшивке половины корпуса. Листы обшивки заготавливают по выкройкам из плотной бумаги. Куски бумаги накладывают на болванку так, чтобы каждый кусок перекрывал только два шпангоута. Затем бумагу вдавливают вдоль по шпангоутам и по оставленным следам вырезают выкройки. Размер выкройки берется от одного места стыка половин корпуса по борту, через палубу или днище модели, далее по другому борту до противоположного стыка. По выкройкам вырезают листы жести, накладывают на болванку и временно закрепляют по краям мелкими гвоздями. Если не удается вырезать лист обшивки между какими-либо двумя шпангоутами из одного куска, можно в этом месте обшивку делать из двух кусков. Стыковать их лучше всего в нижней или верхней части корпуса в районе ДП модели. В этом случае края листов обшивки должны обязательно перекрывать друг друга на 3— 4 мм. Это необходимо для прочного соединения шва, а также для создания большей прочности корпуса. Затем приступают к припаиванию листов обшивки половины корпуса. Места прилегания листов обшивки к шпангоутам обильно смачивают раствором хлористого цинка (травленая паяльная кислота) и тщательно пропаивают оловом. Все швы после этого хорошо зачищают напильником и затем половину корпуса протирают ветошью, смоченной в мыльной воде, удаляя остатки кислоты, от которой обшивка может покрыться ржавчиной. Далее гвозди вытаскивают, половину корпуса снимают с болванки и запаивают оловом все отверстия от гвоздей.

Таким же образом изготавливают вторую половину корпуса. Соединение их между собой производится только после установки внутри корпуса всех необходимых деталей и механизмов модели.

Несколько слов необходимо сказать об устройстве люка, через который возможен доступ внутрь корпуса модели. Основание люка в верхней части корпуса нужно изготавливать из стальных полос толщиной 3,5—4 мм и шириной 15—18 мм. Эти полосы припаиваются оловом к корпусу модели и образуют прямоугольную рамку. Из таких же полос напаивается и окантовка люка, крышка люка вырезается из жести. Эта крышка крепится к основанию винтами МЗ—М4 с расстоянием друг от друга 25—30 мм. Между крышкой люка и основанием прокладывается листовая резина толщиной 1,5—2,0 мм.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru