Конец пути OEM производителей.

Конец пути OEM производителей.

За последние несколько месяцев два крупнейших «двигателя вперёд» поставили вопрос о будущем OEM производителей под сомнение. Во-первых, Google купил Motorola (примечание: хотя, по некоторым данным, уже собирается продавать). Во-вторых, 26 октября 2012 года Microsoft выпустит первый компьютер под своей маркой: планшет Surface.

Нельзя преуменьшать масштабы этих двух событий. Почти с момента образования Microsoft, OEM-производители заработали сотни миллиардов долларов на продуктах редмондской компании. За последний год продано около 350 миллионов Windows PC (компьютеров, поставляющихся с Windows 7 в стандартной комплектации) — все они изготавливаются OEM-производителями. IBM, который выпустил первый компьютер, комплектовал устройства программным обеспечением Microsoft, пока не продался Lenovo — который, в данный момент, является вторым крупнейшим производителем ПК в мире. Compaq и Dell начали свою деятельность, как производители клонов IBM PС под управлением MS-DOS. Существует, пожалуй, сотня производителей, которые обязаны своими доходами (и даже существованием!) программному обеспечению Microsoft.

Тоже самое сделал для смартфонов Android. Samsung, огромный конгломерат, насчитывающий 340 000 сотрудников, получает приблизительно 60% доходов от мобильного подразделения — успех которого, в свою очередь, основан на хороших продажах серии Galaxy на платформе Android. HTC, сейчас являющаяся одним из крупнейших производителей смартфонов в мире, была почти неизвестна до Android (любима только гиками, пользующимися Windows Mobile телефонами). И, по аналогии со словами выше, множество мелких региональных производителей обязаны своим существованием Android.

Дойные коровы с увеличенным сроком годности

Не удивительно, что производители, использующие платформы Windows и Android, расстроены тем, что и Google, и Microsoft затевают «аппаратные игры». Acer сказала: «Мы думаем, что запуск Microsoft PC-устройств под своей маркой негативно скажется на индустрии PC» (и еще дополнила, что «Microsoft стоит подумать дважды, прежде чем выпускать Surface«). Dell и HP отказались от своих планов по выпуску планшетов на базе ARM с ОС Windows RT, предположительно из-за отсутствия интереса в конкуренции с Microsoft Surface. Google изо всех сил старается подчеркнуть, что покупка Motorola не повлияет на отношения с OEM производителями. Правда, нам уже показали Nexus Q, медиа-плеер от Google на основе Android — но здесь ситуация немного сложнее.

Вы можете сопереживать OEM-производителям, конечно. На протяжении десятилетий эти компании выпускали продукцию, которую можно уверенно назвать посредственной, и обогащались на этом. Сейчас у них срывают ковер из под ног. Бесплатный проезд закончился, золотой гусь был съеден — они вынуждены изобретать или умирать.

Здесь и кроется проблема. Большинство OEM производителей неспособны быть инновационными — они производители промышленных товаров, нисколько не красивых, сексуальных, художественных, великолепных устройств. За эти годы только несколько производителей пытались переломить тенденцию. Например, ноутбуки Sony Vaio, стоимостью 2000 долларов, очень хороши — но, к сожалению, по некоторым причинам идея провалилась. Притягательные Windows-устройства не покупают. Я предполагаю, что это как вдруг АвтоВАЗ начнет выпускать Lada Kalina за 100 000 долларов — с позолоченными дисками, сидениями из скандинавской кожи, но даже после этого всё равно машина останется Kalina (автор статьи говорил про Chevrolet Impala).

Высокомерие

Так или иначе, OEM-производители должны были предвидеть подобный поворот событий. В течение десяти лет Apple инвестирует десятки миллиардов долларов в азиатских производителей. Существует причина, по которой продукты Apple не похожи ни на любые другие устройства: другие компании просто не имеют соответствующее оборудование и ресурсы для производства хотя бы чего-то, приближенно похожего на iPhone и MacBook Pro. Известно, что еще в ноябре прошлого года, когда Intel дышала всем OEM в шею, последние просто-напросто отказались от соревнования с MacBook Air в ценообразовании и качестве, так как Apple имеют монополию на производство монолитных корпусов.

Прочему производители ушли со спущенными штанами? Смесь высокомерия и недальновидности. Сейчас кажется безумным, но 5 лет назад нетбуки казались волной будущего — а потом появился iPhone. После 20 лет царствования, смартфоны отобрали у PC пальму первенства по продажам в прошлом квартале. Тот же iPad (который появился всего 2 года назад!) переплюнул все планшеты, а в следующем году обгонит по продажам и рынок PC. У Apple есть промышленный дизайн, цепочки поставок, и фанатичное желание повернуть развитие рынка в том направлении, которое ей нужно. Все OEM производители способны только придерживаться пути и пытаться догнать — и, как мы видели, только с падением прибыли, выпуском дрянных не-iOS смартфонов и планшетов, ужасных ноутбуков и моноблоков. Они даже с трудом идут в тени Apple.

И вот на рынок приходит Microsoft. Редмондская компания находится между молотом и наковальней: продажи ноутбуков и компьютеров находятся в тупике, рынок смартфонов поглощен на 95% (хотя и этого достаточно для обеспечения релевантности Microsoft, как мы помним историю с Xbox). С одной стороны, Microsoft обязана своим положением тоже OEM — они покупают лицензии. Но с другой, Microsoft рискует далеко не всем, так что на «дно» Windows-корабль не пойдет, несмотря на желания Apple, Google и других.

Я уверен, что Microsoft будет и дальше любить OEM-производителей, если они станут придерживаться тенденций рынка, двигаться вперед. Но они неспособны — и поэтому Microsoft переключилась на создание планшета Windows, который может вызвать повторный интерес к платформе; Если вы не можете победить Apple, присоединяйтесь!

Прощай, OEM

Если Surface станет успешным — с его дизайном, характеристиками, стоимостью и фирменными вливаниями денег в маркетинг от Microsoft — вы должны будете принять то, что OEM уйдут. Как только Surface станет успешным, я думаю, мы попрощаемся с рынком OEM. HP и DELL останутся для продажи оборудованиям предприятиям и дальнейшей сервисной поддержки, но с рынка PC они исчезнут — или будут проданы Lenovo. Возможно, Lenovo еще сможет существовать в нижней части рынка, но и они вскоре прикроют лавочку.

Это может быть очень интересным периодом для владельцев PC. Планшет Microsoft является первоклассным устройством с единым программным и аппаратным обеспечением — как iPad или MacBook Pro. Вам не нужен какой-то драйвер или приложение для работы Surface, так как программное обеспечение оптимизировано под оборудование Разработчики могут создать Metro приложения, которые прекрасно используют аппаратные качества платформы — как Android и iOS — и, если повезет, можно будет наблюдать даже рост настольных приложений, таких как Photoshop, которые будут специально созданы для совместимости с сенсорным экраном Surface.

Риск заключается в том, что Windows 8, последняя операционная система Microsoft, может быть установлена и на вашем собственном оборудовании. Если у Surface будет огромный успех, то Microsoft приложит все имеющиеся у неё ресурсы для закрепления успеха и выпуска преемника. Если Surface станет преобладающей на платформе PC, зачем Microsoft поддерживать тысячи устройств и периферийного оборудования, различные вариации драйверов для сторонних производителей и самосборных компьютеров?

Компьютеры становятся всё более ориентированными на мобильность, объединение аппаратной и программной платформ, стабильность и эффективность. Одной из основных причин стабильности, высокой скорости и энергоэффективности iPad и iPhone является то, что они оптимизированы под оборудование. Windows 8 может быть самой быстрой и энергоэффективной операционной системой, что создала Microsoft, но было бы еще лучше, если она была бы сконцентрирована только на Surface.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru