Менеджмент в стиле Google – детство кончилось?

Менеджмент в стиле Google – детство кончилось?

Все менеджеры, чувствующие себя в своих компаниях так, будто они сидят в окопах во время затяжной позиционной войны, очень завидуют Google, и дело тут не только в заоблачных зарплатах. Главная причина – в инновационной атмосфере Google. Но действительно ли подхода Google достаточно, чтобы доказать блестящие идеи до целостной реализации?

Бесспорно, инновационная культура Google поражает. Инженеров поощряют за продвижение проектов, которые они могут считать “своими”, команды формируются вокруг лучших идей, а рыночные принципы гарантируют выделение средств для реализации лучших идей. Все выглядит хаотическим, демократическим и увлекательным. И все же, многочисленные менеджеры задаются вопросом: “Почему же мы не можем так же? Почему мы должны иметь дело с бюрократическими стенами и капризами недостаточно дальновидных руководителей?

Бесспорно, в Google можно многому поучиться. Система работы с инновациями, принятая в компании, обеспечивает то, что самые интересные идеи, даже те, которые не являются прямо причастными к ключевой бизнес-модели, получают свою меру внимания.

Вместе с тем, несмотря на уникальный подход Google к инновациям, компания пока не продемонстрировала того, что она может реализовывать новые успешные бизнес-проекты. Несмотря на все разговоры, более 95% доходов компании приходится на контекстную рекламу. Кроме того, по мере того как взрывообразное развитие компании замедлялся, ряд инноваторов покинули Google, и основали собственные бизнес-проекты. Например, Twitter также был создан бывшими сотрудниками Google.

Рецессия в экономике заставила Google несколько пересмотреть подходы. С середины 2016-го года компания начала выстраивать процесс, который бы обеспечил то, что идеи высочайшего приоритета получают правильный объем финансирования. Точнее, речь идет о запуске процесса “просмотра инноваций” (innovation reviews), согласно которому руководители департаментов передают наиболее перспективные идеи высшему руководству, помогая им, таким образом, сосредоточить внимание и ресурсы на наиболее перспективных идеях на раннем этапе.

И совсем не похоже на то, что Google таким образом отходит от своего первоначального идеала. Взамен компания скорее пытается найти баланс между своими инновационными практиками, которые позволяют появление в команде передовых идей, и корпоративной дисциплиной, такой привыкшей для компаний вроде Procter & Gamble. Вполне возможно, что нахождение этого баланса будет вызовом для команды, и не обойдется без борьбы и противостояния. Но вместе с тем, успех на этом пути позволит компании сделать инновацию более системной.

Что бы мог использовать Google?

Во-первых, следует установить ясные критерии того, как принимаются решения о финансировании инновационных идей. Следует позаботиться, чтобы эти критерии включали и количественные элементы (насколько большим может быть рынок), и качественные (насколько мы в это верим).

Во-вторых, необходимо создать “идеальное” портфолио инновациям, которое сводит вместе ключевые, корневые совершенствования и “молодые” бизнес-проекты, находящиеся в фазе роста.

В-третьих, сознательно и последовательно искать идеи, которые несут в себе уникальную диверсификацию, создают добавленную ценность – за счет использования нового канала, ввода нового клиента или запуск нового канала доходов.

Общий урок, который можно вынести из изменений в отношении Google к процессу инноваций, заключается в том, что ограничения не уничтожают инновации. Наоборот, совершенно неограниченные и хаотические поиски зачастую недисциплинированными усилиями, которые так и не выкристаллизовываются в конечный результат. Зато правильное ограничение в правильном месте может быть фактором ускорения инноваций. Ограничения могут сфокусировать творчество на том, что является наиболее востребованным. Ограничения могут обеспечить инвестирование именно в те проекты, которые обеспечат максимальную отдачу.

Вырасти – это не всегда плохо. Посмотрим, как Google справится со своей зрелостью.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru