Кто управляет русским Интернетом?

Кто управляет русским Интернетом?

Известный интернет-предприниматель Максим Спиридонов задался вопросом «Кто управляет русским Интернетом?» и попросил читателей попытаться дать свой вариант ответа.

Честно говоря, мне вопрос этот показался настолько глобальным, что я просто не смог даже примерно представить, как бы я мог ответить (клише типа «пользователи» или «корпорации» явно не содержат никакой конкретной информации). По этой причине я решил не писать ничего по этому поводу, но, как обычно, неожиданно появилась у меня родилась идея ответа (наверно, сказалась история с моим провайдером).

Рунет по сути своей ничем не отличается от всего остального Интернета за исключением некоторых моментов, о которых я напишу ниже.

Итак, в центре схемы я расположил »видимую» часть Интернета — то, о чем думает каждый пользователь при упоминании слова «интернет». «Видимая» часть Рунета — это: социальные сети блогосфера сайты интернет-коммерции информационные ресурсы различные интернет-сервисы

Обратите внимание, все это изобилие укрывается от нас поисковыми системами, которые на мой взгляд, и являются основой современного Интернета. Согласитесь, именно они предлагают пользователям варианты ответов на их поисковые запросы. В российском Интернете лидируют отечественный Яндекс и зарубежный Google. Поисковые сервисы от Рамблера, Mail. ru, Апорт, Nigma и более экзотические системы делят остатки рынка поиска в Рунете. Итак, поисковые системы являются важным элементом, во многом определяющим, что мы видим в Интернете.

Теперь рассмотрим отдельно составляющие «видимой» части Интернета.

Социальные сети — так же как и поисковые системы являются агрегатором и фильтром контента, только основой их являются не машинные алгоритмы, а сами пользователи. Так же стоит отметить, что социальные сети являются чуть ли не единственным местом присутствия некоторого числа пользователей. Почему я так решил? Подавляющее большинство начинающих интернет-пользователей (из числа моих знакомых, клиентов, знакомых моих друзей) стремятся выйти в Интернет ради присутствия только в «Одноклассниках» или во «В контакте». Среди более продвинутых пользователей в большей или меньшей мере популярны: Facebook, новый «Google+», »Мой круг», «Мой мир» и твиттер. Естественно, в Рунете присутствуют множество других ресурсов социальной направленности, аудитория которых ограничена.

Блогосфера - особая ниша, живущая по своим правилам и законам (разумеется, в рамках Российского законодательства, которого мы коснемся чуть позже). Практически все влияние в блогосфере сосредоточено в руках блоггеров, которые сами себе хозяева на своих площадках (за исключением «заказных» и «рекламных» постов, но тут блоггер опять-таки сам решает публиковать ли данные материалы).

Под сайтами интернет-коммерции я подразумеваю, собственно, коммерческие сайты (интернет-магазины) и сайты коммерческих организаций, которые все равно созданы для извлечения коммерческой выгоды. Во главе каждого такого сайта стоит, как правило, стоит глава этой самой коммерческой организации. Здесь не могу не отметить, что на качество многих ресурсов сильно страдает из-за не подкованности владельца фирмы («Хочу, чтобы тут мигало, а тут блестело, и непременно ярко-зеленым цветом на черном фоне!»). Мне по долгу службы довольно часто приходится сталкиваться с такими чудесами творческой мысли. Причем даже если веб-мастер или менеджер веб-студии говорит, что «так будет лучше» итоговое слово остается все равно за заказчиком.

Информационные ресурсы, наверно, переставляют собой основную часть Интернета: порталы, форумы, интернет-энциклопедии (Wikipedia и тематические wiki), тематические сайты (новостные ресурсы, сайты анекдотов, сайты о машинах, котятах, хомячках и т. д.), «варезники» и торенты. Весомость таких ресурсов вряд ли кто-то решится оспаривать. За внутреннюю политику данных ресурсов отвечает администрация сайта (во многих случаях это одинокий веб-мастер или энтузиаст), контент же формируется полностью пользователями (торенты, wiki-ресурсы, форумы), администрацией сайта или совместными усилиями пользователей и администрации. Относительно порталов стоит отметить тот факт, что наибольшей популярностью у российских пользователей пользуются такие ресурсы, как yandex. ru, rambler. ru, mail. ru и qip. ru.

Последняя составляющая «видимой» части — всевозможные интернет-сервисы: почта (в России лидируют mail. ru и yandex. ru, в меньшей степени популярны почтовые службы «Рамблера» и Gmail) rss-агрегаторы (в Рунете наиболее популярны Google Reader и Яндекс. Лента) сервисы почтовых рассылок (Subscribe и невероятно популярный среди российских инфо-бизнесменов Smartresponder Макса Хигера) видео-сервисы (среди русскоязычной аудитории наиболее известны Youtube, которым владеет Google и отечественный Rutube, также набирает популярность российский он-лайн-кинотеатры типа Now. ru) сервисы интернет-платежей (Webmoney, QIWI, Яндекс. Деньги, почти экзотические в глазах российского пользователя Деньги@Mail и PayPal) различные мессенджеры и коммуникационные сервисы (Skype, версии ICQ-мессенджеров от российских Рамблера и QIP, Mail. Ru Агент) геолокационные сервисы пока распространены не очень широко, но с ростом доступности мобильного интернета они набирают популярность специализированные сервисы (он-лайн гадания и прочие, базы фамилий и им подобные, являющиеся в большинстве своем мошенническими)

Теперь вернемся к нашей схеме, в верхней которой расположены уже упомянуты частные веб-мастера, фрилансеры и веб-студии, их клиенты (владельцы интернет-ресурсов, бизнесмены и крупные интернет-компании), хостинговые компании и регистраторы доменных имен. О существовании многих организаций и частных лиц большинство российские пользователи даже не догадываются при всем при том, что именно их от профессионализма зависит внешний вид, качество, удобство и направления дальнейшего развития. для примера скажу, что когда заработал первые деньги через Интернет, то мне пришлось долго объяснять родственникам, что сайты кто-то делает, их нужно размещать на каких-то серверах. Рассказ о том, а что сайты нуждаются в квалифицированной поддержке и продвижении уже и вовсе не укладывается в умах рядовых пользователей…

Но вернемся к самим пользователям. Я столько раз уже упоминал них, а на схеме они представлены маленьким одиноким невзрачным абстракным «очкариком». Почему я вставил на схему «очкарика»? Не потому, что типичный российский пользователь интернета «ботаник» из старых анекдотов. Просто клипарт такой попался. Шучу, конечно. на самом деле, грамотность большинства наших пользователей находится почти в зачаточном состоянии. Попробуем представить, что чувствует такой неопытный пользователь, попадая на сложный и неудобный сайт. А все потому, что о них — о пользователях — очень часто забывают. Да-да, делая сайты, и владельцы и и разработчики просто забывают о среднестатистическом пользователе. Это тема отдельного большого разговора (а может даже и нескольких больших разговоров).

Вот пожалуй и весь Рунет за исключением двух элементов на схеме:

Перечеркнутая сигарета, которой я обозначил всевозможные юридические аспекты, которые, к сожалению, пока не очень хорошо развиты в нашей стране. Достаточно вспомнить скандалы с закрытием торентов, арестами серверов, разговоры о «национальном поисковике» (потому что мы — государство — не можем контролировать информацию в Рунете), слухам о запретах на использование Skype и Gmail (потому что мы — государство — не можем ни контролировать их ни взломать), попытки задействовать Интернет в политических процессах и скандалах.

Облачко «провайдер» символизирует российских интернет-провайдеров, качество работы которых за пределами столицы не всегда позволяет в полной мере насладиться всеми прелестями Интернета.

Так кто же получился самым главным в российском Интернете? Судя по всему, это должен быть тот самый рядовой пользователь. Однако, мне кажется для Рунета подобное утверждение будет несколько ошибочно. Назвать главенствующим элементом российского интернета «перечеркнутую сигарету» я тоже не могу.

На мой взгляд, наибольшая доля ответственности и возможностеи принадлежит нам с вами: веб-разработчикам, интернет-предпринимателям и опытным пользователям. Первые знают, как нужно делать качественные сайты и веб-сервисы. Вторые определяют дальнейшие пути развития Интернета. Третьи должны помогать начинающим пользователям осваивать возможности Интернета и, по возможности, уберегать от попадания в сети интернет-мошенников. Что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели?


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru