Социальная сеть (dramatic edition)

Социальная сеть (dramatic edition)

Политика — почва, на которой быстро и обильно разрастается чертополох ядовитой вражды, злых подозрений, бесстыдной лжи, клеветы, болезненных честолюбий, неуважения к личности, — перечислите все дурное, что есть в человеке, — все это особенно ярко и богато разрастается именно на почве политической борьбы.

Максим Горький

Завсегдатаям нашего «Притона» должно быть хорошо известно наше с Эдуардом Отечественным недоверие к социальным сетям. К онлайн-играм мы относимся еще хуже: лучшего средства успешно тратить сотни и тысячи часов на черт знает что еще не придумали. Тем не менее, и на старуху бывает проруха — в сегодняшней статье речь пойдет о гибриде соцсети и онлайн-игры. Более того, я считаю этот гибрид весьма занятным с социо-культурной точки зрения. Единственное, что может меня оправдать — я не одинок в своей точке зрения. К похожим выводам пришли, например, журналисты таких известных изданий как Guardian, New York Times, Le Monde и ряда других.

Конечно, анализ, проведенный этими и другими СМИ, страдает некоторой неполнотой и поверхностностью — все-таки, массовые издания не могут себе позволить слишком сильно углубляться в тему. Мы попробуем подойти к вопросу более профессионально. Предметом нашего сегодняшнего обзора будет проект eRepublik, который, как уже было упомянуто выше, представляет собой гибрид между социальной сетью и онлайн-игрой.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить игрока Vigil Vox, который любезно предоставил нам скриншоты игры, опубликованные в этой статье. В качестве жеста доброй воли для ссылок на сайт eRepublik мы использовали его рефссылку.

С точки зрения игровой механики проект eRepublik является представителем такого относительно редкого игрового жанра, как онлайн-стратегии. Каждый игрок начинает игру простым жителем своей страны (или не своей страны, хотя в этом случае интерес к игре может быстро исчезнуть). Работая и принимая участие в войнах, он, со временем, становится более сильным солдатом и более квалифицированным профессионалом. Банально? На первый взгляд — да.

Неожиданность заключается в том, что «битва» или «работа» происходят по одному нажатию на кнопку. Таким образом, весь перечень действий, доступных с помощью элементов игровой механики, выполняется в течение нескольких минут. Далее, в игре, вроде бы, делать уже нечего, остается только ждать следующего игрового дня (который равен 24 часам реального времени, так что ждать придется долго). Что же привлекло сотни тысяч людей к данной игре?

Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. В первом приближении, можно сказать, что самой интересной частью eRepublik является именно часть стратегическая, связанная с формированием национальной политики, ведением войн, организацией экономики. Важно заметить, что чисто игровые средства в этом отношении несут только механическую нагрузку — все решения, действия, стратегии и концепции разрабатываются участниками игры в личных беседах, на форумах и в чатах. Иными словами, для того, чтобы стать президентом страны нужно быть не самым сильным или самым «прокачанным» игроком, а игроком, наиболее подходящим на должность президента с точки зрения сообщества. Сам процесс выборов, реализованный игровой механикой, после этого является почти формальной процедурой.

Командование армией программно в игре вообще никак не реализовано — с точки зрения программы каждый воюет где, как и когда захочет. С другой стороны, успешные в военном смысле страны, это страны с неформально организованной армией, в которой существуют неформальные командиры и настоящая военная дисциплина. Те же соображения применимы к экономике и масс-медиа.

Фактически, у разработчиков получилось сделать довольно сложный и многогранный игровой мир, с минимальным использованием механики: без сложных «деревьев умений», «классов», способностей, различных сложных расчетов и оптимальных методов прокачки. Уже после непродолжительной игры, становится ясным, что главным тут является другое — умение находить общий язык, агитировать, выполнять приказы или организовывать других. Этим eRepublik поразительно похожа на социальную сеть.

В то же время, в отличие от обычной социальной сети, в eRepublik не происходит бесконечного пустопорожнего обсуждения фотографий, новых кофточек, старых парней, встреч и расставаний. Вместо этого, идет обсуждение политики, экономики, социальных и прочих вопросов. Конечно, точнее было бы говорить о е-политике, е-экономике и е-социальных вопросах. Но тот факт, что обсуждение крутится вокруг виртуальных фишек (я использовал это слово в его прямом значении), не делает его менее острым или захватывающим. Естественно, в конечном итоге, это так же бессмысленно, как и обсуждение фотографий с очередного корпоратива, но, зато, гораздо интереснее.

Но самым замечательным элементом этой игры является поразительная схожесть того, что происходит в игровом мире с происходящим в мире реальном. Некоторые дискуссии с форумов можно, предварительно заменив несколько ников на фамилии, и изменив названия географических регионов легко напечатать в газете, и никто не заметит разницы. В игре присутствуют честные политики, продажные политики, филантропы, акулы капитализма, контрабандисты, фанатики, рабочие союзы, недружественные захваты и освободительные войны. Причем, большая часть этих вещей существует вопреки, а не благодаря задумке разработчиков, поскольку, как я уже говорил, в механике они не предусмотрены, или реализованы весьма примитивно.

Конечно, в игре есть масса недостатков, кое-что сделано далеко нет так хорошо как хотелось бы, как и в любой соцсети, большая часть пользователей — не слишком разумные люди. Однако, лично я считаю, что потратить 10-15 минут в день на этот виртуальный мир это гораздо более здравое решение, нежели висеть столько же времени вконтакте или других аналогичных одноклассниках. В конце-концов, Интернет — это, в первую очередь, свобода общения, которую все, почему-то, стремятся сузить до узкого круга людей, с которыми они и так общаются в реальной жизни.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru