Как снять документальный фильм

Как снять документальный фильм

В статье Такие разные фильмы мы говорили о том, какие типы фильмов существуют. О том, как снять документальный фильм – в этой статье.

Начинаем снимать документальный фильм так же, как и все остальные – с написания сценария. Сценарий должен быть интересным, авторским, а самое главное – затрагивать какую-нибудь проблему. Хронометраж документального фильма неограничен. Он может быть пятиминутным, а может длиться полтора часа. Главное – чтобы все это время зритель смотрел на экран, то есть, заинтересовать его.

Во время написания сценария автор сценария (он же, как правило, режиссер) ведет активную работу по сбору материала. Это может быть что угодно – все зависит от того, какую именно тему вы решили поднять в своем фильме. Если это рассказ о каком-то человеке, значит, нужно набрать как можно больше материала именно о нем – где и когда родился, что делал или делает по жизни, нужно знать практически всю биографию этого человека. В конечном итоге в фильм у вас войдет всего примерно 10% всей собранной информации. Не нужно расстраиваться – это нормально. Оставшуюся часть информации можно использовать следующими способами:

1) пустить в ход чуть позже;

2) использовать при создании другого материала;

3) забыть.

Итак, материал у нас набран, приступаем к написанию сценария. А затем – к съемкам. Не удивляйтесь тому, что съемки идут не по сценарию. Дело в том, что в процессе съемок фильма вы наверняка узнаете что-то новое о том, о чем рассказываете. Конечно же желание изменить сценарий будет вполне оправданным – меняйте! В конце-концов, наша с вами конечная цель – сделать фильм интересным и захватывающим!

Не забываем о том, что документальный фильм отличается от художественного наличием интервью. Интервью – это монолог героя или участника фильма. На самом деле, при съемках интервью используется диалог, но в сам фильм мы ставим именно монолог. Хотя бы потому, что корреспондента мы не снимаем. Он у нас – добытчик информации. Если мы делаем фильм, например, о работе полиции во время митингов, или о наркопритоне, или о бомжах, то всегда выигрышными будут кадры оперативной съемки с живым звуком. Таким образом мы покажем, что съемочная группа не из трусливых – сама отправилась на “горячую” съемку. Отснятого материала на документальный фильм много не бывает – помните об этом. А оператор всегда должен помнить о перебивках – их тоже много не бывает. Поэтому чем больше – тем лучше.

Во время монтажа фильма особое внимание нужно уделить самым интересным и захватывающим кадрам. А если у вас есть очень редкие кадры, то их обязательно нужно показать – это придаст фильму неповторимость и дополнительные плюсы от коллег. Также особое внимание нужно уделить подбору музыкального сопровождения. Музыка позволяет зрителю эмоционально приблизиться к увиденному на экране. Она способна заставить переживать за того героя, за которого нужно переживать на ваш взгляд, и ненавидеть того, кого вы хотели бы ненавидеть в фильме. Иногда просто музыка без слов позволяет нам понять происходящее. И именно на эмоциональном уровне – на том, который важнее всего нам, создателям кино. Ведь если мы смогли заставить зрителя переживать во время просмотра фильма – мы справились с нашей главной задачей. А если зритель сочувствует героям, то мы свою главную мысль сможем донести верно, а значит, нас поймут.

В качестве примера документального фильма хочу показать вам фильм Юрия Загитова “Асоциальные граждане” (2011 г.)


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru