Выступление руководителя проекта веб-аналитики SpyBOX

Выступление руководителя проекта веб-аналитики SpyBOX

В аудитории Киево-Могилянской Академии состоялась презентация украинского проекта веб-аналитики SpyBOX. На мероприятие были приглашены IT-специалисты и представители киевских студий веб-дизайна. Мы предлагаем выступление руководителя проекта веб-аналитики SpyBOX перед аудиторией, приглашенной на презентацию.

Добрый день всем присутствующим. Меня зовут Дмитрий Сергеевич Мелихов. Я являюсь руководителем украинского проекта веб-аналитики SpyBOX, на презентацию которого мы вас сегодня пригласили. И нашу беседу мне хотелось бы начать с обсуждения проблемы, для решения которой создан проект SpyBOX. Известно, что сейчас многие страны переживают бум Интернет-коммерции. Общемировой оборот индустрии Интернета в настоящее время, по приблизительным оценкам, составляет около $10 трлн. Согласно исследованиям международной компании Miniwatts Marketing Group, рост Интернет-услуг в Украине в течение последних пяти лет наибольший в Европе — более 3 тыс. процентов. Возможности для продвижения бизнеса просто колоссальные.

Однако, далеко не все компании могут похвастаться тем, что они успешно продвигают свои услуги и товары в Интернет. Около 30% сайтов признаются экспертами просто неудобными, с неудачными дизайнерскими решениями. По некоторым исследованиям, лишь каждый пятый пользователь, собравшийся сделать покупку в сети, делает ее с первой попытки. Четверо из пяти отказываются от покупки из-за различных неудобств при пользовании сайтом. Соцопросы, проведенные нами в некоторых городах Украины, свидетельствуют о том, что почти каждое второе частное предприятие, имеющее свой веб-сайт, недовольно его эффективностью с точки зрения решения сайтом конкретных бизнес-задач.

Возникает несколько парадоксальная ситуация. Спрос на Интернет-услуги растет, но количество действительно успешных бизнес-проектов в сети ограничено. Такая ситуация объясняется в том числе и тем, что ежегодно конкуренция в сфере Интернет-коммерции возрастает. В странах СНГ ежегодно количество новых веб-сайтов увеличивается на 90-130%. Сейчас заинтересовать посетителя веб-сайта намного сложнее, чем 2-3 года назад. Посетители становятся все придирчивее даже к мелочам. Если клиенту что-то не нравится в навигации сайта, дизайне, контенте, он легко может уйти на другой сайт. И этим сайтом может оказаться веб-ресурс вашего конкурента.

Уже недостаточно создать сайт и провести его поисковую оптимизацию. Увеличение посещаемости сайта — это еще не значит повышение его конверсии (соотношение количества посетителей, к количеству покупателей). Конечно, не все сайты имеют цель продажу товаров и услуг. Но любой веб-ресурс, будь то бизнес-сайт, информационный портал, корпоративный или промо-сайт, который не решает поставленных задач, превращается фактически в ненужный инструмент, не окупающий инвестированные в него средства. Итак, проблема. Посетители приходят и уходят, результата для бизнеса нет. Вопрос. Что делать? Конечно же, нужно узнать, почему сайт не работает так, как задумано.

Для этого и существуют системы веб-аналитики. Они позволяют определить основные тенденции взаимодействия посетителя с веб-сайтом, выявить недостатки в деятельности сайта или отдельных его элементов.

На сегодняшний день очень многие пользователи используют программу Google Analitics. Она предоставит многочисленные статистические данные о посещаемости сайта, начиная от времени просмотра конкретной страницы и заканчивая отчетами об активности посетителей по часам, дням, месяцам и т. д. Но, следует всегда помнить один важный момент. Составление отчетов – это еще не анализ. Сами по себе данные отчетов Google Analytics не очень ценны, если они не преобразованы в информацию. Я это говорю не потому, что критически отношусь к Google Analytics. Любая система веб-аналитики бесполезна, если она:

Во-первых, не позволяет определить показатели, необходимые для повышения коэффициента эффективности сайта.

Во-вторых, не отвечает на вопрос: «что веб-сайт делает для клиента, а чего не делает».

Для повышения эффективности сайта нужны не те показатели, которые просто хороши и красивы, а те, которые отвечают на бизнес-вопросы и позволяют принимать меры. Данные о посещаемости сайта может предоставить и бесплатный Google Analytics. Но многие Интернет-бизнесмены, вкладывая огромные средства в увеличение трафика, ошибочно гоняются за массовостью, не умея конвертировать ее в практический результат. Конечно, определенное количество владельцев сайтов может думать, что и статистические данные весьма показательны. Но сможет ли статистика ответить на такие вопросы:

— что делает сайт для решения проблем клиентов?

— что на сайте работает на результативность вашего бизнеса, а что снижает ее?

— как увеличить количество заказов на веб-сайте?

— по каким причинам посетители приходят на веб-сайт, и по каким уходят с него?

Таким образом, неоптимальные данные очень быстро превращаются в неоптимальные отчеты, и, как правило, приводят к отсутствию каких-либо действий по улучшению сайта. Эффективная система веб-аналитики должна давать понимание и говорить о действиях (например, что нужно сделать, чтобы сайт решал конкретные бизнес-задачи).

Теперь более подробно поговорим о том, что конкретно предлагает наш проект веб-аналитики SpyBOX. Сразу подчеркну, что мы не занимаемся продвижением сайтов, наша задача — это выявление скрытых проблем веб-ресурса, которые мешают достижению поставленных целей его деятельности. Идеальных сайтов в природе не существует. Посетители почти всегда уходят с сайтов по вполне конкретным причинам. Для того чтобы узнать эти причины, а еще лучше, понять их, наши специалисты предлагают воспользоваться инструментарием, который дает возможность проследить, как посетители взаимодействуют с вашим сайтом. Что конкретно имеется в виду? Это видеозаписи всех действий посетителей на веб-сайте, тепловые карты фиксации внимания посетителей на веб-странице и ряд других инструментов.

Они сразу предоставляют достаточно большой массив данных, которые гораздо более информативны, чем сухая статистика о посещаемости сайтов. К примеру, тот же Google Analytics не предоставит вам данные, сколько времени посетитель пробыл на странице веб-сайта, перед тем, как он полностью покинул его. Возможности нашего программного обеспечения позволяют не только узнать время нахождения посетителя, условно говоря, на последней странице сайта, но и увидеть по какой ссылке он ушел с него.

Разумеется, что полученные данные необходимо будет интерпретировать или, другими словами — сделать их интеллектуальную обработку. Интерпретация данных будет направлена на:

— проведение анализа впечатлений посетителей от веб-сайта;

— определение причин, по которым посетители приходят на веб-сайт и покидают его;

— выявление недостатков в деятельности веб-сайта или отдельных его элементов;

— оценку, насколько содержимое веб-сайта согласуется с его бизнес-целями и как сайт влияет на результативность бизнеса;

— определение степени эффективности выполнения сайтом своих функций.

В качестве показательного примера актуальности таких данных рассмотрим проведение анализа впечатлений посетителей. По разным данным, от 10% посетителей уходят с веб-сайта в течении 2-4 секунд. Не так давно появилась достоверная информация о том, что некоторые поисковые системы используют свои счетчики посещаемости для сбора данных о посещаемых страницах. И если посетители заходят с поисковика на определенную страницу и сразу закрывают ее, поисковик считает ее спамом. Поэтому, если на вашем сайте установлены счетчики Яндекса или Google, и энное количество посетителей уходят с него очень быстро, то есть вероятность, что ваш сайт вылетит из проиндексированной первой десятки.

Но вернемся к основной теме нашей беседы.

После того, как мы собрали и проанализировали всю имеющуюся информацию, можно приступать к третьему этапу работы – разработке практических шагов по совершенствованию сайта. В зависимости от его конкретного назначения это может быть:

— определение и внедрение методов повышения «продаваемости» веб-сайта, что, соответственно, позволит повысить коэффициент окупаемости инвестиций (это в том случае, когда целью сайта являются продажи товаров и услуг);

— определение ключевых показателей, необходимых для повышения коэффициента эффективности сайта (если сайт носит информационные или промо-функции);

— разработка сценария многопараметрической проверки веб-сайта;

— частичный или полный редизайн сайта.

Вариантов здесь может быть много, повторюсь, в зависимости от конкретной проблемы или нескольких проблем веб-сайта. Главное, увидеть проблему, понять, как она влияет на работу вашего сайта, и определить действия по ее устранению.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru