Дмитрий Денискин, «Вебдрайв»: «Регистрация домена перестала быть услугой для гиков»

Дмитрий Денискин, «Вебдрайв»: «Регистрация домена перестала быть услугой для гиков»

Продолжая изучение рынка российского программного обеспечения для регистрации доменных имен, мы передали слово Дмитрию Денискину, генеральному директору «Вебдрайв», компании-разработчика одноименной платформы для работы с доменами.

- Что послужило причиной разработки платформы «Вебдрайв»?

- Мы занимаемся регистрацией доменов с 2005 года, начинали с довольно простой системы регистрации доменов. Через некоторое время стало понятно, что в таком технологичном бизнесе, как регистрация доменов требуется более функциональное решение. В результате оно было реализовано в виде платформы-сервиса, который могут использовать другие реселлеры. Система получилась функциональной и удобной прежде всего потому, что мы – «сапожник с сапогами», помимо предоставления услуг реселлерам у нас есть розничный бизнес регистрации доменов – Reggi. ru.

- Есть ли зависимость между долей рынка, принадлежащей регистратору, и качественными характеристиками используемого софта?

- Текущие доли обслуживаемых доменов RU у ведущих регистраторов никак не связаны с функционалом их систем регистрации. Это исторически сложившиеся доли с того момента, когда появился институт распределенной регистрации доменов RU.

Не может не радовать, что относительно молодые регистраторы раньше других вводят некоторые сервисы. «Наунет» ввел услугу сокрытия имени на несколько месяцев раньше, чем RU-CENTER и R01, услуга регистрации домена с помощью sms есть только в Reg. Ru, в 50 доменах верхнего уровня регистрирует только «Вебдрайв».

- Каковы основные требования пользователей к панелям регистрации доменов? Какие требования вы предъявляете к подобным программным продуктам?

- Основные требования клиентов к системе регистратора:

Множество доменных зон. Удобно работать с одним поставщиком, а не искать, где зарегистрировать домен в той или иной доменной зоне.

Многообразие способов оплаты.

Дополнительные бесплатные услуги - предоставление dns-серверов, переадресация.

С точки зрения поставщика услуг можно выделить специфические условия:

Автоматизация наибольшего числа операций с доменами.

Развитая биллинговая система, поддержка мультивалютности.

Поддержка документооборота с российскими юр. лицами.

Соединение с сервером по защищенному протоколу (https).

Поддержка мультиязычности.

- Насколько необходимы дополнительные опции для конечных пользователей подобного софта?

- Дополнительные услуги на базе системы регистрации доменов просто жизненно необходимы регистратору. Предоставление dns-серверов и web-переадресации стали практически стандартной возможностью для подобных систем, но в остальном российские регистраторы не преуспели. Продажа SSL-сертификатов не осуществляется регистраторами, сервисы по работе с вторичным рынком доменов, такие как регистрация освобождающегося домена и аукцион, ввел лишь RU-CENTER.

- Что лучше для регистраторов - разрабатывать собственное ПО или пользоваться сторонними разработками?

- Как я уже упоминал ранее, на текущий момент не существует готовых решений для регистраторов доменов RU/SU. Подавляющее большинство аккредитованных регистраторов - довольно крупные компании, поэтому могут решать эти задачи собственными силами.

Если смотреть зарубежные примеры, то самый яркий - это Directi. В декабре 2003 их подразделение LogicBoxes представили платформу для регистраторов под названием OrderBox. На ее разработку было потрачено 33 человека-года (команда из 25 человек).

Сейчас платформу используют более 50 регистраторов, и объем затраченных ресурсов составляет не менее 140 человеко-лет. Правда, сейчас это не только регистрация доменов, но и хостинг, масса других продуктов типа Site Builder и Live Chat.

Очевидно, что такой объем трудозатрат вряд ли под силу неспециализированным компаниям, поэтому регистраторы, аккредитованные ICANN, используют их платформу.

- Каков примерный бюджет разработки продукта, подобного «Вебдрайв»?

- Бюджет от $100 тыс., если знать предметную область. Если опыта в этой области нет, то можно смело умножить на 2 или 3.

- Как вы оцениваете текущий уровень разработки софта для регистрации и реселлинга доменов, представленного в Рунете?

- К сожалению, уровень решений для реселлеров, который предоставляют российские регистраторы, откровенно слаб. Большинство регистраторов ограничиваются предоставлением только программных интерфейсов, панели управления для клиентов реселлера регистраторы не предоставляют. На российском рынке подобную возможность предоставляют только «Наунет» и «Вебдрайв». В Reg. ru подобная система разрабатывается, но, насколько я знаю, пока это еще даже не бета-версия.

- В каком направлении может развиваться разработка панелей для регистраторов и реселлеров?

- Очевидно, что это, прежде всего, услуги, связанные с вторичным рынком доменов. Удивительно, что до сих пор только у RU-CENTER есть услуга регистрации освобождающегося домена. Хотя тенденция все же видна, Mastername ввел аукцион доменов, R01 анонсировал услугу «возврат домена». Насколько я знаю, «Регтайм» также ведет разработку аукциона.

- Какие тенденции на рынке регистрации доменов могут оказать влияние на развитие и модернизацию подобного ПО?

- Ру-Центр получил аккредитацию в ICANN в 2003 году, тогда этот шаг был воспринят скорее как имиджевый, нежели экономически оправданный. В 2007 году аккредитацию прошла компания «Регтайм» и это стало уже тенденцией. Открытие регистрации в доменах com, net, org сейчас анонсировано на сайте регистратора R01.

Ввод регистрации в этих зонах потребует модернизации ПО. Кстати, обновление софта должны сейчас провести все регистраторы gTLD доменов в связи с вводом ICANN процедуры Registrar Data Escrow (бэкап данных о зарегистрированных доменах).

В ближайшее время RU-CENTER может ввести паркинг доменов, думаю, что это тоже заставит быстрее двигаться других игроков.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru