Школьный Линукс. Репортаж с места событий.

Школьный Линукс. Репортаж с места событий.

28 декабря 2011 года В. В. Путин подписал указ о переходе на Linux. Кто-то вздохнул облегченно: «Наконец-то наши работники Министерства Финансов перестанут тратить средства на какой-то там Windows, а потратят их на более нужные вещи: закупку новой техники, поднятие зарплаты, а всем учителям будет радость да благодать…». Вполне естественно, что у людей, поддерживающих данную точку зрения, сразу же появились противники, утверждавшие, что «Переход на новую систему тяжело дастся учителям и в целом будет весьма проблематичным». Цель данного поста – не выявление правой стороны этого спора, а простой обзор положительных и отрицательных сторон этого нововведения. Рассказ пойдет от лица человека, который буквально вчера перевел всю школу на новую для нее ОС. Итак, начнем.

Процесс перехода на Линукс начался месяца 2 назад с того, что я ознакомился с Пятой Платформой и выслушал весьма продолжительную речь недовольного учителя информатики, из которой узнал, что на создании и распространении этой версии Линукса уже отмыли 5 миллионов рублей (об этом обмолвился один из программистов, когда учителям раздавали эти самые Линуксы). Ну да не об этом речь. Выдали мне 3 дистрибутива: Linux Server, Linux Master и Linux Lite.

Linux Server, как понятно из названия, предназначен для установки на серверные машины. Сервер мы оставили под Windows пока что (поменяем, когда будем кидать локалку по всей школе), поэтому о нем почти ничего сказать не смогу.

Linux Master. Этот дистрибутив в нашем учебном заведении ставится на всех более-менее современных компьютерах (они должны иметь не менее гига оперативки, тактовую частоту процессора не менее полутора гигагерц, ну и клавиатуру с мышью, CD/DVD-привод, соответственно). Что же нам позволит делать данный дистрибутив Линукса. Помимо всего, что может предоставить любая нормальная ОС (работа с офисными пакетами, мультимедиа, слабенькие игрушки (в школе это особенно актуально) и некоторые другие возможности) Master имеет в своем составе среду разработки Eclipse, которая позволяет разрабатывать полноценные приложения на Java, PHP и C++. Многие скажут: «Классно, супер, наконец-то мы уйдем от изучения устаревшего Pascal’я», но справедливости ради следует отметить, что среди образовательных стандартов я не нашел рекомендаций по выбору языка программирования, но не думаю, что во многих школах будут использовать возможности Эклипса. Также присутствует раздел «Образование», который учителя (не все, правда) сразу же облюбовали за его функциональные, как они выразились, программы (в частности, находящиеся в разделе «Математика»).

Linux Lite. Устанавливается, как правило, на старые или слабые (у нас эти два обстоятельства, как ни странно, совпадают) компьютеры. Различия «радуют» глаз с момента активации окна идентификации: нет списка зарегистрированных пользователей, короткое окно, где имя учетной записи должно прописываться, в случае длинной записи, не изменяет своего размера, когда переходишь к процедуре ввода пароля, на экране даже звездочки не отображаются (или их аналоги). Более того, ограниченные не только графические, но и практические возможности (отсутствие Эклипса и т. д.).

Донельзя краткое описание дистрибутивов школьного Линукса можно дополнить, перейдя по ссылкам: www. altlinux. org www. citkit. ru www. linux. ru

Описание закончили, теперь можно вкратце рассказать о том, с какими же эмоциями воспринимают учителя переход на Линукс.

Сразу скажу, что были в начале года были организованы курсы для учителей, на которых проходили OpenOffice и вкратце Линукс. Курсы проходили в стенах школы, а точнее в старом кабинете информатики, где стояли старые компьютеры и, соответственно, Linux Lite. Несмотря на то, что я любезно предоставил информацию о паролях и учетных записях пользователей (куда бы я делся :) ), даже у учителя информатики возникли трудности при входе в систему: так как вводимый пароль никоим образом не отображался, его ввели спустя 1,5 часа бесплодных попыток и 10 минут консультаций по телефону.

Время текло, и процентное соотношение Линукс/Виндовс становилось подавляющим, и жалоб от учителей становилось все больше и больше. Труднее всего, как ни странно, дался переход на OpenOffice. Возникали проблемы с подключением периферийной аппаратуры, в частности принтеров. Мне понравилось, что некоторый набор драйверов есть уже в системе, да и в принципе процесс установки принтера упрощен донельзя, только вот система может не принять принтер (даже при использовании драйвера, содержащегося в самом Линуксе), да и вообще ведет себя весьма капризно: на двух соседних компьютерах устанавливались принтеры одной модели, использовался одинаковый метод установки, и если на одном ПК принтер встал без проблем, то со вторым пришлось сильно повозиться.

Линукс Линуксом, но в одном месте все-таки остался у нас Windows – это бухгалтерия. Причина проста – бухгалтерские программы не работают под Линуксом. Еще всем учителям внушили, что под Линукс вирусов нет. Но есть противоположное мнение (вот пара ссылок по этому поводу: ссылка первая, ссылка вторая)

Даже несмотря на курсы по освоению Линукса, практически каждому преподавателю приходилось объяснять многие нюансы работы с Линуксом (начиная сменой обоев на рабочем столе, заканчивая использованием OpenOffic’а). Некоторые могут задать вопрос: а почему люди, которые владеют таким большим багажом знаний, так трудно принимают нововведения? Ответ прост: физиология, точнее, особенность мозга. Чем старше становится человек, тем сложнее ему воспринимать новую информацию. Поэтому лаборанты, учителя информатики, молодые учителя, которые с компьютером знакомы более чем менее, без дела в свободное от своих прямых обязанностей время не останутся.

Под конец можно сделать кратенький вывод: Линукс очень неплохая ОС, но именно школьный Линукс выглядит как-то криво и сыро (более подробно в блоге Красильникова). Также перевести школы с дорогого Windows’a на бесплатный Linux идея весьма неплохая, на мой взгляд, но переход этот оказался тяжелее, чем многие представляли (в первую очередь для учителей), но он освободил бюджетные средства и предоставил головную боль обслуживающему персоналу.

Мысль вдогонку: не знаю, как в остальных школах, но у нас Windows остался на ноутбуках, вместе с этим поступило указание удалить на них большую часть программ начиная от Lingvo и заканчивая антивирусом.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru