Как написать бизнес-план

Как написать бизнес-план

Сложно переоценить важность бизнес-плана для зарождающегося предприятия. Ведь именно в нем будут указаны все аспекты жизни фирмы, планироваться доходы и расходы. Именно бизнес-план поможет инвестору понять, стоит ли вкладывать деньги в ваше предприятие. Да и в банк за кредитом без бизнес-плана идти практически нет смысла.

Рассмотрим, как написать бизнес-план. Дадим вначале общее содержание, затем изучим каждый пункт в отдельности.

Глава 1. Резюме

Глава 2. Описание предприятия

Глава 3. Описание продукции (услуг)

Глава 4. Анализ рынка

Глава 5. Маркетинговый план

Глава 6. Производственный план

Глава 7. Управленческий персонал

Глава 8. Источники и объемы необходимых средств

Глава 9. Финансовый план

Глава 10. Экологическая и нормативная информация

Приложения

Резюме – это выводы всего бизнес-плана, помещенные в начале документа. Вам необходимо иметь в виду, что именно на прочтении этой части остановится большинство инвесторов, поэтому ее важно писать с особой тщательностью. Не надо воды, выводы сделайте краткими, желательно на 1-2 страницы. В резюме должны быть подведены итоги по каждой главе бизнес-плана, особое внимание уделите размеру требуемых вам инвестиций, срокам их возврата, наличию других инвесторов и собственных средств.

Описание предприятия – это создание образа вашей компании. Здесь важно не только привести информацию о фирме, но выделить ее конкурентные преимущества.

Описание производимой продукции. Касаемо этой главы для начала запомните, что она должна быть написана максимально простым языком, понятным любому человеку, неспециалисту. Необходимо описать продукцию, указать ее сильные стороны по отношению к конкурентам, важность для покупателя. Дайте информацию о технологии производства, имеющихся патентах и авторских правах.

Цель – представить уникальность продукции, даже если имеются конкуренты. Уникальность может выражаться по-разному: новинка на рынке, более низкая стоимость, лучшее по отношению к конкурентам качество или действительно что-то особенное. И обязательно в этой главе укажите возможность совершенствования продукции/услуги.

Анализ рынка. Необходимо будет указать затраты в связи с выходом на рынок. Анализ рынка нужно будет провести по 3 векторам: 1) охарактеризовать рынок (территория, емкость, цены за несколько лет, дать прогноз вашей доли и возможности выхода на зарубежные); 2) охарактеризовать покупателя (тип, территориальное расположение, мнение о продукции); 3) охарактеризовать конкурентов (список, слабые и сильные стороны, используемые технологии, доля на рынке).

Маркетинговый план. В этом разделе необходимо привести информацию о методике ценообразования, мероприятиям по сбыту продукции, рекламе, формировании имиджа компании.

Производственный план. Как следует из названия, в этой главе должны быть отражены все рабочие, производственные процессы, имеющие место на предприятии. Хорошо описанный производственный процесс убедит, что выпуск продукции и ее доставка к конечному потребителю увенчается успехом. Необходимо описать все занимаемые помещения, оборудование, квалификацию персонала, систему выпуска продукции и контроля над производством.

Управленческий персонал. Здесь нужно описать управленческий персонал: дать характеристику каждого члена, опыт, достижения. Указать распределение обязанностей. Осветить механизм мотивации и метод построения системы оплаты труда.

Источники и объемы необходимых средств. В этой главе требуется предоставить информацию о размере требуемых средств, указать, из каких источников и в какой форме они поступят, и привести сроки, когда средства будут возвращены.

Финансовый план. Здесь есть нюансы. Если предприятие действующее, то лучше всего проиллюстрирует этот раздел несколько документов: отчет о прибыли и убытках, балансовая ведомость, план движения денежных средств. Если бизнес-план пишется для создания нового предприятия, то нужно проанализировать и спрогнозировать свои объемы продаж, прибыли и убытки.

Экологическая и нормативная информация. В этом разделе необходимо осветить влияние функционирования предприятия на окружающую среду, описать требования различных уровней государственной власти к осуществлению деятельности. Также необходимо привести актуальную нормативную базу.

Приложения – это документы, которые подтверждают приведенные данные. Обычно к бизнес-плану прикрепляют биографию руководителя, договоры, патенты, маркетинговые исследования и многое другое.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru