Не переплатить, не продешевить (аудит)

Не переплатить, не продешевить (аудит)

Рост спроса на аудиторские услуги дестабилизирует рынок. Впервые в новейшей экономической истории нашей страны аудит был востребован в связи с организацией так называемых СП – совместных предприятий с фирмами развитых капиталистических стран. Датируется всплеск этого интереса концом 1980-х – началом 1990-х годов. Прежде чем сливаться в коммерческом экстазе с советскими кооператорами и структурами, отпочковавшимися от госпредприятий, западные партнеры хотели иметь заключения независимых аудиторов. У нас в то время и зависимых-то не было, потому что аудит в России был, но закончился ориентировочно во втором квартале 1917 года. Но мы со своей стороны в законодательных актах о принципах работы СП тоже независимого аудита потребовали.

Сегодня на рынке аудиторов много, но все-таки недостаточно. На подходе новая волна спроса. Она неизбежно будет спровоцирована крепнущим малым, а главное – средним бизнесом. Фирмы, организационным принципом которых является общество с ограниченной ответственностью (ООО), уже составляют значительную часть клиентов аудиторских компаний как по обязательному, так и по добровольному аудиту.

Опасность представляют непросвещенность специалистов, работающих в небольших компаниях, неумение оценить имеющиеся на рынке предложения, незнание ими критериев оценки. Затруднительно оценить баланс "цена – качество услуги", об уровне которой почти ничего не известно. Впервые обращаясь к услугам аудиторской компании, клиент зачастую ориентируется на цену. Организация и методология аудита не до конца понятна, существуют нерешенные методологические проблемы.

В каждой фирме установлены собственные стандарты, не противоречащие критериям профессионального сообщества, в котором состоит фирма, и федеральному стандарту. В то же время внутрифирменный стандарт несет в себе уникальные черты. На его основании ведется контроль качества. Этим занимается уполномоченный специалист, ведущий аудитор или директор специализированного департамента. Внешний стандарт осуществляет аккредитованное при Минфине профессиональное объединение.

Теоретически клиент, выходя на рынок в поисках услуги, мог бы ориентироваться на результаты этих тщательных исследований качества работы той или иной фирмы. На практике клиент готов потратить определенную сумму денег и под эту сумму ищет исполнителя заказа. Перед ним своеобразное меню, содержащее стандартный комплекс услуг:

Общий и инвестиционный аудит с выдачей заключения (обязательный или инициативный, проверка может быть проведена за любой период – год, квартал, месяц).

Постоянное информационное обслуживание:

– предоставление новейшей информации по изменениям в нормативной базе с учетом специфики вашего предприятия;

– оперативное консультирование по вопросам изменений в законодательстве РФ в области бухгалтерского учета и налогообложения (по телефону в устной или письменной форме, с выездом высококвалифицированного аудитора) в любое время;

– консультации и рекомендации, в том числе по телефону;

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– перевод отчетности, сделанной по российскому законодательству, в отчетность, выполненную по международным стандартам (GAAP, IAS);

– подтверждение отчетности, подготовленной по международным стандартам (GAAP, IAS);

– помощь в вопросах ликвидации и слияния;

– подбор информации и проведение анализа по финансовому положению компаний, рекомендации по формированию финансовоэкономической стратегии;

– юридическая поддержка в решении спорных вопросов.

Меню позволяет начерно определиться с заказом. Стоимость аудиторских услуг исчисляется для каждого конкретного предприятия индивидуально. Основными показателями, определяющими объем аудиторских процедур, являются: вид деятельности, количество видов деятельности, объем документооборота предприятия, качество и формы ведения учета.

Изучив прайс-лист, клиент понимает общие принципы ценообразования. Он намерен минимизировать расходы. Он на этом этапе – добыча для демпингующей аудиторской компании. Забавно, что, клюнув на демпинг, клиент фактически может заплатить больше, чем в дорогой компании.

Тонкий момент – плата за консультации. Аудитор, представляющий масштабную фирму, как правило, консультирует постоянных клиентов бесплатно. В примере, приведенном выше, каждый вопрос-ответ стоит клиенту денег. Непредвиденные консультации по расходам перекрывают формальную экономию.

Тем не менее демпинг позволяет начинающим закрепиться на рынке, приобрести клиентскую сеть и развернуться. Известен случай, когда глава аудиторской компании носил весь свой офис с собой в двух папках и одном портфеле. Он экономил на офисе, а четверых партнеров, которые были ему необходимы на этапе получения лицензии, "мобильный аудитор, директор без офиса" практически не загружал работой. Зачем? Экономия превыше всего.

Нельзя утверждать, что демпинг наносит большой вред рынку аудиторских услуг. Дешевое не всегда плохое, тем более что, открывая дело, демпингующий аудитор рассчитывает на перспективу, ему невыгодно обслуживать плохо. Негативные последствия усматриваются в том, что демпинг дезориентирует потребителя, услуга обесценивается и, наконец, развитие самого рынка серьезно тормозится. Последствия усугубляются тем, что сегодня прирост этого сегмента ожидается за счет неквалифицированных потребителей.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru