Реанимация неэффективного бизнеса

Реанимация неэффективного бизнеса

Повысить КПД может аутсорсинг.

Как говорит Джек Траут, всемирно известный маркетолог, основатель и президент компании Trout & Partners: "Главное — не определить то, чем мы занимаемся. Главное — понять, чем мы не занимаемся…" Когда-то, еще в самом начале формирования рыночной экономики в России, мне пришлось поработать на одном средней величины промышленном предприятии. Как и многие отраслевые заводы эпохи плановой экономики, он представлял собой технологическую цепочку от обработки сырья и до выпуска готовых изделий. Соответствующий управленческий и обслуживающий персонал по своему количественному составу был почти равен основным работникам. И когда наступил момент истины в виде рыночного ценообразования, вдруг выяснилось, что себестоимость продукции примерно в 10 раз выше, чем потребитель готов платить. В этой ситуации собственники завода – они же его руководители – приняли достаточно революционное по тем временам, но единственно верное решение. Практически все вспомогательные цеха были преобразованы в самостоятельные компании и, продолжая выступать подрядчиками для головного предприятия, стали еще и самостоятельно работать с другими заказчиками. Только что отстроенный корпус, который в рыночных условиях незачем было занимать новыми станками (да и покупать их было не на что – министерское финансирование закончилось), был сдан в аренду. Эффект оказался невероятным! Завод не сократил практически ни одного сотрудника (кроме нескольких совсем уж ненужных статистов из администрации), не вложил ни копейки в инвестиции, не распродал оборудование или недвижимость. В то же время себестоимость продукции резко сократилась, собственники стали получать дополнительный доход от вновь созданных фирм. Что же произошло? Ответ на этот вопрос сегодня достаточно очевиден с точки зрения любого профессионального управленца. Собственники бизнеса воспользовались аутсорсингом. С точки зрения терминологии, сегодня существует несколько определений аутсорсинга. В общем виде смысл их сводится к тому, что аутсорсинг – это передача компанией одной или нескольких бизнес - функций сторонним организациям. В буквальном смысле английское "outsourcing" означает "использование внешних источников". Зачем он нужен современным предприятиям? Ответ не столь очевиден, как это порою пытаются показать некоторые бизнес-консультанты или компании, предлагающие на рынке те либо иные услуги. Прежде всего, процесс формирования аутсорсинговых услуг как бизнеса только начат и говорить о его стандартизации или научной классификации еще рано. В то же время в это понятие порою вкладывается столь широкое содержание, что оно перестает быть конкретным и практически ассоциируется с понятием "бизнеса как такового". В одной из статей, посвященных этой проблеме, доказывается, что в современных условиях на аутсорсинг предприятие может отдавать до 99,99% своих процессов. Приводятся практические примеры этого утверждения: фирмы – мировые лидеры в производстве спортивных товаров и пр. Не готов оспаривать эту теорию, но считаю, что, как к любой крайности, к ней следует относиться очень осторожно и взвешенно. Если в этом вопросе попытаться найти золотую середину, то представляется очевидным, что аутсорсинг выгоден. Только подходить к нему нужно осмысленно. Актуализировать эту проблему попытались участники Всероссийского форума "Аутсорсинг: способ оптимизации бизнес-процессов или новая бизнес-функция?", который был организован редакцией журнала "Секрет фирмы" и состоялся 29 марта в Москве. Форум собрал более ста участников из различных городов страны – специалистов и руководителей как компаний, оказывающих те либо иные аутсорсинговые услуги, так и предприятий, пользующихся или планирующих воспользоваться данной услугой. Наиболее интересным с практической точки зрения стало то, что все выступающие не делали акцент на пропаганду аутсорсинга как такового или его академические составляющие, а приводили множество примеров из своей практики, затрагивали наиболее злободневные проблемы и давали практические рекомендации по их решению. Всеми выступающими была предложена следующая классификация аутсорсинговых услуг. Ресурсный аутсорсинг – привлечение специалистов необходимой квалификации – сотрудников сторонних компаний – для выполнения тех либо иных бизнес-функций предприятия. Функциональный аутсорсинг – передача ряда непрофильных функций внешнему провайдеру. Стратегический аутсорсинг – передача всех (не основных) бизнес-функций, а также собственных специалистов внешнему провайдеру. Было отмечено, что в России рынок аутсорсинговых услуг находится на подъеме. Однако его развитию мешают два основных фактора: недоверие со стороны собственников и руководства компаний, а также отсутствие достаточного предложения со стороны компаний-провайдеров. При этом предприятия при выборе аутсорсера обращают внимание не столько на стоимость услуги, сколько на качество и опыт предоставляющей ее компании. Если рассуждать о рынке аутсорсинговых услуг и спросе на них со стороны пермского бизнеса, то стоит отметить, что интерес к этой проблеме существует. Однако в целом – как с количественной, так и с качественной точки зрения – здесь сегодня еще много вопросов и непонимания. Согласно правилу Паретто 20% потребителей дают нам 80% продаж. Если этот закон переложить на другие сферы деятельности, например, любой коммерческой организации, то получится, что 20% производственных мощностей (персонала, торговых площадей, реализуемых товаров, услуг и т. д.) дают 80% результата. Интересно, зачем нужны остальные?


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru