"Отходы – в доходы" – реальность или далекая перспектива?.

Правила диктует экономика

Лозунг "Отходы – в доходы" – реальность или далекая перспектива?.

Вторичное использование отходов промышленного производства – дело прибыльное, убеждены японцы. А если и не прибыльное, то по крайней мере полезное. Российский же менталитет, родившийся на широких просторах и казавшихся неисчерпаемыми запасах природных ресурсов, такой позиции пока никак не приемлет.

Между тем управление промышленными отходами – вещь достаточно благодарная, считает Анна Ощепкова, начальник отдела экологического менеджмента ФГУ "Уральский государственный НИИ региональных экологических проблем". И поясняет:

– Потому что, в отличие от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или сбросов загрязнителей со сточными водами, отходы промышленного производства вполне материальны и вполне ощутимы, имеют достаточно большой промежуток времени – от момента их образования до завершения жизненного цикла. И если с первыми можно бороться только через снижение их выделения различными методами, то отходы при желании и определенной экономической заинтересованности можно использовать вторично. По большому счету любому предприятию образовывать отходы крайне невыгодно, поскольку они, проходя через систему бухгалтерского учета, реально влияют на экономику предприятия. Сверхнормативный переход сырья в отходы, утрата потребительских свойств средств производства увеличивают себестоимость выпускаемой продукции и уменьшают прибыль.

– Тогда, казалось бы, любой руководитель должен уделять самое пристальное внимание экологическим вопросам на производстве…

– Если исходить из такой точки зрения, достаточно интересно выстраивать систему управления отходами. Однако сегодня еще далеко не на всех предприятиях дошли до понимания необходимости создания самой системы. Это происходит по разным причинам. И не всегда главенствующую роль в этом играют финансы. Я вообще считаю, что первоосновой в решении экологических проблем является культура, сознание, воспитание – и только потом вступает в силу экономический фактор.

– Но экономические рычаги тоже важны…

– Безусловно. Но без основы, о которой я говорила выше, экологические мероприятия зачастую оказываются простой формальностью. Например, сейчас многие стремятся получить сертификат соответствия международным стандартам системы ИСО 14000, но иногда такая работа имеет единственную цель – вывод собственной продукции на внешний рынок. А вот реально действующая система управления отходами выстраивается не всегда или это происходит очень медленно.

Хотя мы – а наш институт в числе прочего занимается и подготовкой экологической документации для получения предприятием лицензии на обращение с отходами – стараемся не просто разработать документы, но помочь выстроить на производстве эффективную систему управления отходами.

Сейчас благодаря лицензированию деятельности в области обращения с отходами, которое требует, чтобы не менее двух представителей предприятия прошли обязательное обучение по экологической программе, ситуация стала потихоньку меняться. Согласитесь, что одно дело, когда экологией на предприятии занимаются специалисты, и совсем другое, когда эти функции выполняет между делом по совместительству бухгалтер, инспектор по технике безопасности или кадровик.

Так вот, судя по отчетным данным за последние три года, которые предприятия представляют в контролирующие органы, можно отметить, что здесь наметилась определенная тенденция в сторону улучшения. Но еще раз повторю: для получения хорошего результата в первую очередь необходимо понимание и заинтересованность руководства, которое будет действовать не только из страха нарушить закон, но и по другим причинам.

– Как и кто может создать такую заинтересованность?

– Все мы знаем, что отходы будут пускаться в оборот только в том случае, если это будет, во-первых, выгодно, во-вторых, если кто-то заставит это делать. Либо в классическом сочетании кнута и пряника.

Что касается кнута, то он проявляется при выполнении контрольно-надзорных функций в области обращения с отходами федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Практика же показывает, что как только ослабевает контроль за выполнением природоохранных мероприятий и соблюдением норм, установленных законодательством, так сразу предприятия расслабляются. Поскольку нет экономического крючка, некоей морковки перед носом, то заинтересованность пропадает.

К сожалению, до сих пор отсутствует федеральный закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отменен закон Пермской области "Об отходах производства и потребления", в котором была сделана попытка выстроить определенные инструменты экономического стимулирования в сфере обращения с отходами.

До сих пор в стране не выстроены такие механизмы, которые дадут предпринимателю, строящему свой бизнес на отходах, с определенной гарантией сформировать прибыль. Причем для этого должна быть инициатива в первую очередь федерального уровня, а потом уже субъекта Федерации. При этом надо понимать, что отходы – это не такой уж замечательный ресурс, который непременно несет прибыль.

– То есть лозунг советских времен "Отходы – в доходы" был несколько преувеличен?

– Эта фраза меня всегда смущала. Потому что, конечно, в принципе переработать можно любой отход, для этого разработано огромное количество технологий. Если вы посмотрите советскую номенклатуру (классификатор) вторичных ресурсов, то увидите там буквально все виды отходов, для которых как для вторичных ресурсов были разработаны ГОСТы, ОСТы и другая техническая документация. То есть в СССР практически все отходы рассматривались как вторичный ресурс.

Есть еще один вопрос, касающийся экономической целесообразности переработки отходов: кому будет нужна продукция из отходов, как она будет реализована. Ведь то, что выгодно сегодня собирать и перерабатывать в ликвидную продукцию – к примеру, отходы бумаги, картона, пользуется большим спросом на рынке. А отходы, чья выгода не столь очевидна, движутся на свалки и полигоны.

– Другими словами, обязать кого-то заниматься вторичным использованием отходов практически нельзя?

– Я не могу сказать, какая государственная структура сегодня занимается контролем за ресурсосбережением и вторичным использованием отходов. Считается, что это должен регулировать рынок. Но, на мой взгляд, ситуация до этого пока не дозрела, слишком рано говорить о рынке в этой сфере. Думаю, что это дело времени. Надеюсь, что недалекого.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru