Профессионалы в море споров

Профессионалы в море споров

Разрешение конфликтных ситуаций с помощью посредника, или медиация, пока еще экзотика для отечественного бизнеса. Но ее преимущества очевидны

Известный спор между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем, описанный классиком, мог бы завершиться совсем иначе. Равно как и многие из бывших и возникающих споров различного характера и предмета. В том числе и в бизнес-среде. Ведь помимо судебного пути или прямого разбирательства существует такой способ, как медиация: возможность разрешить конфликт с помощью нейтрального посредника (медиатора). В последние годы данный вид услуг постепенно находит все большее применение в России. Профессиональных медиаторов в стране порядка 400–500 человек. Однако возможности данного способа решения конфликтных ситуаций в бизнес-сообществе еще явно недооценены. Для сравнения: в такой классической западной стране, как Великобритания, путем медиации решается до 40% всех корпоративных споров. Так что перспективы огромны

В ЧЕМ СУТЬ

Чем же отличается медиация от, скажем, судебного способа решения конфликта? Задача медиатора – выявить интересы сторон и сделать возможным эффективный диалог. Медиатор – не судья, он не выносит вердикта о том, кто прав или виноват. Посредник должен организовать собственно переговорный процесс, в ходе которого стороны должны придерживаться принятых правил, выдерживать регламент. Если правила диалога нарушаются, посредник может призвать к дисциплине. "Творит" медиатор с помощью общепризнанных методик, собственных опыта и таланта. И если есть желание конфликтующих прийти к согласию, медиатор обязательно выведет к приемлемому для них результату.

ВЫГОДЫ СОГЛАСИЯ

Медиация имеет ряд несомненных преимуществ перед стандартной судебной процедурой. Особенно в глазах бизнеса, где одним из важнейших факторов является время, попросту говоря, быстрота принимаемых решений. Стандартное разбирательство в арбитражном суде может длиться несколько месяцев. Даже если бизнесмен добился там решения в свою пользу, то его исполнение (например, взыскание долгов, платежей) вещь совсем не гарантированная. Придут судебные приставы по юридическому адресу должника, а там одни "клопы по книжкам". Поэтому медиация может оказаться незаменимым средством. Ведь, в отличие от судебного разбирательства, в ходе посреднического процесса выявляются истинные интересы сторон (а не позиции, эмоции, амбиции), поэтому найденные способы их удовлетворения будут куда более действенными. Срок посреднического процесса ощутимо меньше болтания в судебных инстанциях. По словам специалистов, он составит от 1,5 часа до двух месяцев. Интенсивность процедуры может варьироваться от ежедневных переговоров до встреч раз в неделю или реже. А затраты не превысят трат на юриста при подготовке к процессу в суде.

ГИБКИЙ ПОДХОД

Помимо вышеперечисленных явных удобств медиация еще дает возможность поиска действительно нестандартных решений. Судья в арбитраже связан множеством нормативных актов (равно как и бизнесмен, действующий в той или иной сфере, вынужденно подпадает под правовую регламентацию этого вида деятельности) и работает по устоявшейся практике. Ему нет нужды вникать во все тонкости взаимоотношений двух сторон. Медиатор же именно эти тонкости и должен выявить и учесть. Кто знает, почему контрагент не выполняет обязательства: потому что не хочет или все-таки есть какие-то более веские причины? Как часто мы даже не пытаемся вникнуть в те или иные нюансы, "идя на принцип" и провоцируя конфликт! А когда каша заварилась, сторонам сложно взглянуть на ситуацию со стороны и найти нетривиальное решение. Например, в результате медиации может быть достигнуто соглашение принести извинения, если этого будет достаточно. В суде же в данном случае скорее всего вас попросят переформулировать свои требования. С этим связана и особая продуктивность медиации. Ведь в ходе переговорного процесса гораздо больше шансов на то, что конфликт разрешится по существу. Благодаря этому больше возможностей и для продолжения сотрудничества между сторонами в будущем. И еще нюанс: посреднический путь максимально конфиденциален. А меж - и внутрикорпоративные споры зачастую требуют именно этого. Приглашенный медиатор при сторонах обязуется хранить конфиденциальность и при них же по окончании своей работы ликвидировать все материальные свидетельства – записи и т. п.

БУДУЩЕЕ ЗА НИМИ

В завершение стоит упомянуть некоторые цифры и факты востребованности медиации. Так, в США на долю альтернативных институтов разрешения споров приходится почти половина всех конфликтов между компаниями (в 2005 году было примерно 230 000 случаев против 253 000 доведенных до суда дел). Зачастую судьи сами отправляют спорщиков искать правду у медиатора и даже наказывают за нежелание это делать. В России, как упоминалось в начале статьи, бизнес пока не раскусил всех преимуществ нового метода, зачастую о нем просто не зная. Хотя соответствующие органы по посредничеству и разрешению споров есть у ряда бизнес-организаций. Законопроект о примирительной процедуре с участием посредника (медиации) пока находится в стенах Госдумы. Но в любом случае медиация завоюет свою нишу в бурном мире российского бизнеса.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru