Недавно милиция и налоговики выпустили любопытный документ, регулирующий порядок проведения совместных проверок.

Недавно милиция и налоговики выпустили любопытный документ, регулирующий порядок проведения совместных проверок.

Узнать, что в нем написано, будет интересно всем.

Сама возможность проведения таких совместных проверок предусмотрена статьей 36 Налогового кодекса. Правда, раньше в этой статье фигурировали налоговые полицейские. С упразднением в прошлом году ФСНП им на смену пришли милиционеры.

Порядок проведения совместных проверок утвержден приказом МВД и МНС от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37 (далее – приказ). Отметим, что от понижения статуса МНС до Федеральной налоговый службы принятый документ действовать не перестанет.

К приказу прилагаются три инструкции. Первая – общего плана, в ней приводится порядок организации совместных проверок. Вторая и третья разъясняют, когда милицейская проверка может повлечь за собой налоговую, и наоборот.

Зачем налоговикам милиция, а милиции налоговики

Милиционеры могут участвовать в проверке совместно с налоговиками по следующим основаниям:

– если проверка организована с их подачи;

– если налоговики обнаружили нарушения, проверить которые можно только с участием сотрудников МВД. Например, если возникнут подозрения в совершении налоговых преступлений в крупном или особо крупном размерах;

– для участия в конкретных действиях по осуществлению налогового контроля (осмотре помещений, выемке документов и т. п.);

– для обеспечения безопасности налоговых инспекторов. Этот вариант наиболее «безвреден» для проверяемых, так как в этом случае милиционеры выступают только в роли «телохранителей».

Чтобы привлечь к проверке милицию, налоговикам нужно составить мотивированный запрос. В нем они должны указать, для чего им это нужно. Отметим, что направить запрос можно как до начала проверки, так и во время ее проведения. В первом случае фамилии милиционеров будут сразу же вписаны в решение о проверке, а во втором – руководитель (налоговый инспектор) просто внесет в него изменения.

Оформляются результаты проверки по правилам статьи 100 Налогового кодекса. Только составить акт инспекторы должны в трех экземплярах – один для себя, второй для проверяемой фирмы, а третий, «лишний», – для милиционеров.

После получения акта у фирмы есть две недели на то, чтобы написать возражения. Передать их нужно в налоговую инспекцию, которая в трехдневный срок перешлет копию в милицию.

Обратите внимание: проверять фирму ревизоры в погонах могут и самостоятельно (п. 35 ст. 11 Закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»). Возникает естественный вопрос: а зачем же в таком случае милиционерам нужны налоговики? Ответ простой: для проведения собственных проверок сотрудникам МВД требуется наличие «достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушениями законодательства о налогах и сборах». А ими они располагают далеко не всегда. Кроме того, правила проведения таких проверок пока не разработаны, поэтому их результаты не без успеха можно оспорить в суде.

МВД зовет на выручку

Если все же милиционеры пришли к вам с самостоятельной проверкой, они также могут обнаружить на фирме налоговые нарушения. Например, если фирма работает без кассового аппарата, несложно предположить, что фирма занижает реальную выручку. В этом случае все материалы милицейской ревизии, которые требуют вмешательства налоговиков, в 10-дневный срок сотрудники МВД должны передать в инспекцию для принятия решения. А решением, по сути, могут быть только назначение проверки (причем скорее всего выездной) или отказ в ее проведении. Последнее возможно, если налоговики не найдут в поступивших к ним материалам ничего серьезного или истекли сроки для проведения проверки.

Напомним, что проверяемый период ограничен тремя годами. При это нельзя дважды проверять одно и то же. Однако есть одно исключение. Повторную проверку могут провести налоговики из вышестоящей инстанции. Поэтому, если налоговая инспекция будет не вправе назначить ревизию ввиду ее повторности, милиция направит материалы в вышестоящую налоговую контору. А уж ей ничто не помешает проверить фирму еще раз, а заодно и своих подчиненных проконтролировать.

Обратите внимание: провести проверку по наводке милиционеров налоговики могут как совместно с ними, так и самостоятельно. В последнем случае в течение 10 дней по окончании ревизии они должны будут известить милицию о ее результатах.

Братская помощь налоговиков

Может возникнуть и обратная ситуация. Если налоговики в ходе обычной проверки обнаружат признаки налогового преступления, они в течение 10 дней с момента вынесения решения о привлечении фирмы к ответственности должны направить весь собранный компромат в милицию. Дело в том, что возбуждать уголовные дела и проводить расследования налоговики не могут.

Отметим, что ради оперативности инспекторы могут «организовать предварительное ознакомление» милиционеров с полученными в ходе проверки материалами еще до составления акта проверки. Ознакомившись с ними, милиционеры дадут налоговикам «рекомендации по осуществлению неотложных действий по установлению и закреплению доказательственной базы». Причем для этого налоговики могут даже увеличить срок проведения проверки с двух месяцев до трех. Такое право им предоставляет статья 89 Налогового кодекса.

Каковы же признаки налоговых преступлений, о которых идет речь в инструкции? Прежде всего это уклонение от уплаты налогов (ст. 198 и 199 УК). Также милиционерам будут интересны сведения о сокрытии имущества, за счет которого можно погасить налоговые долги (ст. 199.2 УК), и неисполнение налоговым агентом своих обязанностей по уплате налогов (ст. 199.1 УК).

Пример

Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности ЗАО «Актив» за последние три года. По ее итогам инспекторы доначислили фирме налогов на сумму 600 000 руб. Всего же фирма за этот период перечислила в бюджет 3 400 000 руб. налоговых платежей.

Отсюда общая величина налогов, которые «Актив» должен заплатить, составила 4 000 000 руб. (600 000 + 3 400 000). Доля недоимки в этой сумме равна 15 процентам (600 000 руб. : 4 000 000 руб. х 100%). Таким образом, недоплата превысила 10 процентов от суммы причитающихся налогов. Это квалифицируется как уклонение от уплаты налогов в крупном размере.

Поэтому, завершив налоговую проверку и оформив акт, инспекторы передали все материалы по ревизии в милицию для возбуждения уголовного дела.

В приказе приводится подробный перечень документов, которыми налоговики должны аргументировать свои подозрения. Среди них:

– заверенные копии документов (бухгалтерских отчетов, деклараций и т. д.), подтверждающих факт неуплаты налогов;

– копии приказов о назначении на должность директора и главного бухгалтера (или иных людей, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность фирмы в проверяемом периоде);

– копии объяснений должностных лиц фирмы по фактам выявленных налоговых нарушений и т. д.

Подытожим

Вывод, который напрашивается сам собой: в лице сотрудников милиции инспекторы приобрели не менее мощного союзника, чем ликвидированная служба налоговой полиции. Выгодно такое сотрудничество и милиционерам. У них и раньше были широкие возможности для вмешательства в работу фирм, а теперь в этих целях сотрудники МВД могут использовать и обычную налоговую проверку.

Руководителям же организаций и предпринимателям остается уповать на то, что проверяющие будут соблюдать положения приказа, предписывающие им действовать строго в рамках своих полномочий, «корректно и внимательно относиться к представителям организации, физическим лицам и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство, соблюдать налоговую тайну».

При этом любые неправомерные действия проверяющих можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре, а также в суде.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru