Жизнь без налога на прибыль и налога на имущество - чем не рай?

Жизнь без налога на прибыль и налога на имущество - чем не рай? Минэкономразвития обещает устроить его на земле - в особых зонах внутри нашей страны. Но не каждый в этот рай попадет.

Райская жизнь

Идея упразднить все нынешние внутрироссийские оффшоры и вместо них создать принципиально новые особые экономические зоны, с которой Минэкономразвития носится уже больше года, наконец воплотилась. Пока только в законопроекте.

Представьте, что ваша фирма освобождена от налога на прибыль и налога на имущество. Импортируя товары, вы не платите ни копейки таможенной пошлины, НДС и акцизов. Всевозможные контролеры (не считая, правда, налоговиков и таможенников) приходят к вам не чаще чем раз в два года, причем не по очереди, а все вместе. И задерживаются у вас максимум на две недели. Экспертиза вашей проектной документации во всевозможных ведомствах занимает не больше двух месяцев. А если властям любого уровня взбредет в голову издать закон, способный ухудшить положение вашей фирмы (например, увеличивающий ставку какого-нибудь налога), то вы вправе его проигнорировать, ведь для вас действует так называемая дедушкина оговорка.

Именно так в Минэкономразвития, разрабатывая проект закона о введении особых экономических зон, представляли себе жизнь фирм, которые зарегистрируются в этих налоговых оазисах. Однако, чтобы она не показалась слишком уж райской, положили в проект несколько ложечек дегтя, которые, впрочем, эту бочку меда почти и не портят. На нулевую ставку налога на прибыль фирма сможет рассчитывать только в первые три года жизни в особой зоне. Впрочем, в следующие четыре года ставка особо обременительной тоже не будет - всего 3,75 процента. Но лишь при условии, что фирма пускает больше 80 процентов прибыли на развитие собственной производственной базы, вкладывая ее в основные средства. Если меньше - то ставка вырастает до 12 процентов, что все равно заметно меньше 24. Ну а потом уж налог на прибыль придется платить по полной.

Кроме того, нулевая ставка налога - не освобождение от него, а значит, придется регулярно составлять и сдавать в инспекцию отчетность. К тому же по льготным ставкам налог будет рассчитываться лишь с той прибыли, которая получена от реализации произведенной в особой зоне продукции.

Пропуск

Билетик в этот рай окажется по карману далеко не каждому. Чтобы зарегистрировать фирму в особой зоне (получить статус резидента), нужно заключить с ее администрацией инвестиционный договор. Для этого соискатель должен будет представить ей инвестиционный проект, который планирует воплотить в жизнь на ее территории. Причем для зон первого типа - промышленно-производственных - сумма вложений не может быть меньше десяти миллионов евро. И это не считая нематериальных активов, ведь здесь будут важны в первую очередь производственные мощности. Тем самым авторы проекта обезопасили зоны от фирм, которые на деле не собираются тратить большие деньги на развитие своего производства. Более того, инвестиционный проект ведь может и не понравиться администрации особой зоны, и тогда представившая его фирма с надеждами на райскую жизнь может распрощаться. Кстати, неплохая почва для коррупции.

"Билетики" в промышленно-производственные зоны не будут распространяться среди фирм, которые созданы в ходе реорганизации уже действующих, а также среди предпринимателей. Авторы проекта сочли, что последним инвестиционные проекты требуемого масштаба не по карману. Тем, кто работает в сырьевых отраслях или производит подакцизные товары, путь в особые зоны тоже будет заказан.

Не допустят предпринимателей и в зоны второго типа - технико-внедренческие. А к желающим туда попасть фирмам предъявят особые требования. Такие зоны будут создаваться при вузах и научно-исследовательских институтах, а значит, сфера деятельности фирм, работающих там, должна быть аналогичной профилю учебного или научного заведения.

Более того, особых зон на всех желающих может и не хватить. По словам вице-премьера Бориса Алешина, на первом этапе появится не больше семи особых зон. Причем максимальная площадь каждой промышленно-производственной зоны - десять квадратных километров, а технико-внедренческой - всего один.

Правила

Однако попасть в особую зону - это еще не все. Дальше нужно будет жить по ее правилам: строго выполнять условия инвестиционного договора с администрацией и не заниматься никакой другой деятельностью, кроме предусмотренной инвестиционным проектом. Обитатели особых зон не смогут учреждать другие фирмы, обзаводиться филиалами вне особой зоны им тоже будет запрещено. Это для того, чтобы не использовали зоны для минимизации налогов.

Предвидя, что кто-то неизбежно захочет эти правила проигнорировать, авторы проекта предоставили администрациям особых зон право контролировать их соблюдение и лишать нарушителей статуса резидентов. Вместе со всеми полагающимися льготами, разумеется. Кстати, распрощаться с ними можно и еще в одном случае - не выполнив в срок предписание кого-либо из проверяющих. Например, об устранении нарушения правил пожарной безопасности.

Однако последствия этого печального события авторы проекта четко прописать не потрудились. Понятно, что лишенная статуса резидента фирма вправе остаться работать в особой зоне - ведь деньги в проект уже вложены, в зоне находится принадлежащее фирме имущество, которое отобрать никто не вправе. Зато непонятно, придется ли такой фирме пересчитать по 24-процентной ставке налог на прибыль и заплатить налог на имущество за все то время, которое она благополучно пользовалась льготами? Более того, для утратившего льготы инвестора дальнейшая деятельность в особой зоне может оказаться невыгодной. Однако продать бизнес будет непросто - его покупатель, по-видимому, должен будет получить статус резидента этой же самой особой зоны. Или статус этот будет доставаться такому покупателю автоматически? Или же выкупить бизнес обязана будет сама администрация? Ни на один из этих вопросов проект закона ответа не дает.

Внести законопроект в Госдуму правительство должно было еще в мае. Однако отложило это до осени. Дело тормозят разногласия между гордым "отцом" проекта - Минэкономразвития - и радеющим за бюджет Минфином. Последний прежде всего боится, что особые зоны повторят судьбу предыдущих российских оффшоров, то есть будут банально использоваться для ухода от налогов фирмами, которые и не думают вкладывать деньги ни в какое производство. Однако на фоне довольно строгих ограничений, предусматриваемых проектом для обитателей особых зон, аргумент этот звучит слабо. Как бы то ни было, спор между ведомствами еще не закончен - в Минфине намерены пересмотреть объем и условия предоставления налоговых льгот, а в Минэкономразвития полны решимости отстаивать свой вариант законопроекта.

Последствия принятия законопроекта:

Плюсы появится возможность реализовать серьезные инвестиционные проекты, которые в нынешних условиях были бы просто «задавлены» налогами и административными преградами; у особой зоны будет своя, не зависимая от местных властей администрация;

Минусы резидентами особой зоны смогут стать только вновь созданные фирмы; сумма инвестиционных вложений должна быть не меньше десяти миллионов евро, или фирма должна заниматься технико-внедренческой деятельностью; много ограничений, в частности запрет на ведение любой деятельности, кроме предусмотренной инвестиционным проектом; проект закладывает основу для коррупции – решение многих ключевых вопросов оставлено на усмотрение администрации; неясно, что будет с фирмой, если она потеряла статус резидента особой зоны.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru