Общение с заказчиком. Советы начинающему фрилансеру

Общение с заказчиком. Советы начинающему фрилансеру

Важно в самом начале общения с заказчиком достигнуть всех договоренностей по проекту.

Конечно, от ошибок никто не застрахован, но лучше всего минимизировать их количество в начале, чтобы не нервничать, расхлебывая последствия потом.

Некоторые советы профессионалов начинающему фрилансеру:

1. Начинать общение с заказчиком лучше всего в официальном формате на «Вы».

Вы не знаете кто находится по ту сторону монитора. Если отношения сложатся и заказчик сам захочет перейти на «ты» – не проблема, но это желание должно исходить от него.

2. Лучше всего заранее подготовиться к разговору с заказчиком и продумать возможные вопросы, подготовить ссылки на все Ваши работы, Ваше портфолио, чтобы Вы не тратили время на поиски и не возникла неловкая пауза, когда Вам придется что-то искать, а заказчику – ждать.

3. Не стоит начинать разговор с денег. Мало того, что это непрофессионально – заказчик решит, что Вас кроме денег ничего не интересует. Любые переговоры с заказчиком следует начинать с того, какие цели он перед собой ставит и какие задачи хочет решить. И говорить изначально необходимо именно о том, как решить проблемы заказчика.

4. Нельзя перебивать заказчика. Пусть говорит, а Вы слушайте – получайте максимум информации. Пусть расскажет обо всем, что его волнует, и только когда он закончит свою речь, уточните все моменты, касающиеся поставленной задачи и зафиксируйте их письменно.

5. Если Вы только познакомились с заказчиком, не следует давать советы заказчику. Вы не являетесь авторитетом для него. И только потом, когда сложатся отношения Вы можете посоветовать что-то клиенту, в том случае, если Вы полностью уверены в пользе Вашего совета для клиента.

6. Так как у фрилансера может быть не один десяток клиентов и запомнить подробности заказа и пожелания клиентов просто нереально,- необходимо фиксировать все переговоры и ТЗ в отдельных файлах, где Вы фиксируете все подробности проекта и цены за свои услуги для каждого конкретного клиента.

7. Не стоит брать заказов больше, чем Вы реально сможете сделать. Не выполнить заказ в срок или пообещать то, что Вы пока не в состоянии сделать в силу неопытности – значит потерять репутацию и возможно, заработать отрицательный отзыв.

8. До начала работы необходимо полностью решить все вопросы, в том числе и финансовые – порядок оплаты и сроки и т. д.

9. Если заказчик говорит «я подумаю», скорее всего он уйдет. И если Вы очень хотите выполнить этот заказ, постарайтесь заинтересовать заказчика.

10. Старайтесь оправдать ожидания заказчика. Если его устроит качество Вашей работы – Вы получите постоянного клиента. А долгосрочное сотрудничество и довольные клиенты – это то, чем может гордиться не только начинающий фрилансер.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru