Просто и доступно – девиз налоговиков

Просто и доступно – девиз налоговиков

В настоящее время налоговые службы уделяют большое внимание упрощенной системе регистрации фирм и предпринимателей, а также внедрению новых методик учета налогоплательщиков. Этим темам и была посвящена пресс-конференция руководителя департамента регистрации и учета юридических и физических лиц Сергея Дуканова.

С передачей в 2002 году полномочий по госрегистрации новых фирм и индивидуальных предпринимателей налоговикам начал действовать принцип «одного окна». Окончательная реализация этого проекта связана с принятием закона от 23 декабря 2003 года № 185-ФЗ. Все поправки, внесенные этим документом, направлены на одну цель – создание законодательной основы для применения упрощенного режима регистрации бизнеса.

Вспомним недавнее прошлое. Чтобы открыть фирму или стать предпринимателем, приходилось участвовать в марафонском забеге по внебюджетным фондам и получать там свидетельства о постановке на учет. По разным оценкам, этот процесс отнимал минимум две недели, в худшем случае – два месяца. Не зарегистрировавшись в фондах, вновь испеченная фирма не могла открыть себе банковский счет, а значит, не могла начать хозяйственную деятельность.

Регистрация по принципу «одного окна»

Теперь регистрация происходит гораздо проще. Все волнения по поводу своевременной постановки на учет организаций в фондах взяли на себя налоговики. По новым нормам законодательства они обязаны провести госрегистрацию фирмы, внести сведения о ней в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), поставить на налоговый учет. И главное – в течение пяти дней со дня регистрации отправить необходимые документы страхователя во все внебюджетные фонды. Такой же упрощенный порядок регистрации установлен и для индивидуальных предпринимателей.

В случае если фирма приобретает недвижимость или автомобиль, ей также нет нужды бежать в инспекцию по месту нахождения имущества и регистрироваться. Налоговики сделают это сами в течение пяти дней с момента поступления сведений из ГИБДД, если речь идет о транспорте, от нотариуса – по недвижимости (ст. 84 НК).

Однако до сих пор «одно окно» открыто не для всех. Сохранился старый порядок постановки на учет для фирм, имеющих обособленное подразделение. Им по-прежнему приходится самим заявлять в налоговую инспекцию и во все внебюджетные фонды по месту нахождения каждого «обособленца». Причину этого Сергей Дуканов объяснил тем, что под термин не подведена правовая основа. В частности, он сказал: «Я знаю, что такое представительство, что такое филиал. Их определение дает Гражданский кодекс. Технология работы с ними давно отработана и подкреплена законодательными актами. Но что считать иным обособленным подразделением – магазин, цех, ларек? Данный вопрос требует регламентации и изучения. Как только мы определяемся и говорим, что приоритет имеет Гражданский кодекс, тогда и будем решать вопрос о применении «одного окна» в отношении филиалов и представительств».

А стоит ли подводить итоги?

И хотя «окно» открывается порой со скрипом, заострять на этом внимание чиновник не стал, а поспешил «отрапортовать» собравшимся о достигнутых результатах.

С 1 января 2004 года по упрощенной системе было зарегистрировано 160 тысяч организаций, 337 тысяч предпринимателей, 5850 крестьянско-фермерских хозяйств. Это стало возможным благодаря внедрению проекта «одного окна». «Придумать еще что-то более простое уже невозможно. «Бегунок», с которым раньше надо было пройти по всем инстанциям и доказывать свой правовой статус, сегодня канул в Лету. Единственным основанием для постановки или снятия с учета стали единые реестры юридических лиц и предпринимателей», – подчеркнул руководитель департамента.

По словам Сергея Дуканова, новая система регистрации настолько доступна, что уступает лишь штату Делавер, где из-за удобства процедуры зарегистрировано больше половины фирм США.

Чтобы облегчить судьбу начинающих предпринимателей, чиновники пошли на создание единых регистрационных центров. В Москве эта роль отведена 46-й инспекции, в Санкт-Петербурге –15-й. Их главное отличие от обычной налоговой – наличие более 50 окон для приема документов и использование новейшей технической базы. С точки зрения налоговиков, в центрах могут приниматься до тысячи человек в день. Правда, мнение тех, кто лично познакомился с работой Московского центра, не так радужно. Ни громкое название, ни «продвинутые» технологии пока не уничтожили ни очередей, ни бюрократизм чиновников. Так что тягаться нам со штатом Делавер рановато.

Все под контролем налоговиков

Кроме ЕГРЮЛ и ЕГРИП налоговики создают еще один список под названием Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее – ЕГРН). В нем фигурируют все, кто когда-либо занимался предпринимательством, граждане – владельцы недвижимости, транспортных средств, независимо от возраста и деятельности. В этот список попадают даже младенцы, на имя которых родители уже успели зарегистрировать квартиру или машину. Причем те, кого «переписали», и не подозревают о том, что они являются объектом внимания налоговых служб. Информацию чиновникам на основании статьи 85 Налогового кодекса «сливают» ЗАГСы, паспортные столы, ГИБДД, нотариусы, советы адвокатских палат.

Особое внимание отведено формированию базы данных недействительных паспортов. Налоговики пытаются отследить каждую замену, потерю документа и зафиксировать все изменения паспортных данных. Сбор такой информации необходим для того, чтобы предотвращать регистрацию фирм по недействительным паспортам. База формируется быстрыми темпами, и, по мнению Сергея Дуканова, уже через полтора года она будет отправной точкой при регистрации новых компаний и индивидуальных предпринимателей. Пока же чиновникам приходится проверять действительность документов по старинке – посылать запросы в местные органы внутренних дел

Поток информации, поступающий в ФСНС, большой, однако все данные скрупулезно обрабатываются и вносятся в ЕГРН. Формируя ЕГРН, налоговики занимаются не свойственной им функцией. По этому поводу чиновники говорят, что во многих развитых странах созданы регистры населения. У нас же до сих пор существуют раздробленные информационные поля, которые собрать воедино никто не пытается. Так как по роду деятельности сотрудники ФСНС должны знать, с кого собирать налоги, то и учитывать настоящих и будущих налогоплательщиков предстоит им.

Данные, собранные в ЕГРН, представляют собой налоговую тайну. Доступ к сведениям реестра имеют лишь определенные должностные лица. За использование информации в ущерб интересам организаций и физических лиц предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством. Смогут ли чиновники сохранить конфиденциальную информацию? Как известно, подобные базы данных не раз становились добычей компьютерных пиратов.

Данные из ЕГРН предоставляются в соответствии с правилами, установленными постановлением правительства от 26 февраля 2004 г. № 110, как на платной, так и бесплатной основе. «За спасибо» фирма может узнать о себе следующую информацию: наименование, регистрационный номер, ИНН, КПП, а вот полный объем данных будет стоить 200 рублей.

Опоздание смерти подобно

В настоящее время проводится замена документов иностранным фирмам, начавшим свою деятельность до 1 октября 2003 года. По словам руководителя департамента регистрации и учета, к тем фирмам, которые не получат до назначенной даты новые документы, будут применены жесткие меры – в виде приостановки операций по счетам.

Так же категорично выступил чиновник и против индивидуальных предпринимателей, которые сейчас проходят перерегистрацию. Ни продление сроков, ни «амнистии» опоздавшим не будет. Непредставление документов в срок означает утрату статуса индивидуального предпринимателя.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru