Каких клиентов надо бояться и обходить стороной?

Каких клиентов надо бояться и обходить стороной?

Где-то 4 месяца назад ко мне постучался первый человек с просьбой о продвижении сайта, потом второй, третий, и понеслось. Дело в том, что до недавнего времени я вообще не рекламировал свои SEO услуги, но с октября-ноября начали поступать заявки, и поступать достаточно активно. Каскад фильтров Sape дал свои плоды. В итоге, в настоящий момент имеется 6 проектов, которыми я занимаюсь постоянно, и несколько единичных заказов на аудит и оптимизацию. На написание этого поста меня побудил недавний разговор с одним из потенциальных клиентов. Не буду вдаваться в подробности, но я искренне сочувствую тому, кто согласится на работу с таким человеком.

Так вот, о клиентах. За 2 года работы в сети (с 2009 года я создавал сайты, верстал, копирайтил местами, в SEO далеко не сразу) накопилось много примеров идиотизма заказчиков, которые можно классифицировать:

Я — король, а ты — говно

Такое отношение раньше было очень частым, сейчас — реже. Толи потому что люди в Интернете стали более адекватными и понимающими, толи потому что я изменился. Дело в том, что если заказчик видит в тебе раба, который должен вкалывать по 24 часа в сутки на его заказе — это в первую очередь твоя ошибка. Значит ты в общении показал, что с твоим мнением можно не считаться, и тем более не уважать. С такими заказчиками лучше расставаться сразу, как только проявляются первые характерные черты. Не важно, придется ли вернуть предоплату, нервы всегда дороже.

У меня мега-крутой проект, но плачу копейки

Вам никогда не поступало предложение провести оптимизацию супер-успешному сайту за 500 рублей? А мне поступали такие, и частенько. При этом клиент обычно акцентирует внимание на том, что якобы нашел на фрилансе предложения по 200 рублей, но хочет заплатить мне аж в 2 раза больше, потому что я вроде как профессионал. Это можно объяснить по-разному. Иногда вебмастера сайтов аутсорсят работу другим за гроши, забирая себе львиную долю настоящего бюджета. Бывает, что просто клиент оказывается жаден настолько, что готов за каждую копейку торговаться. Таких крахоборов ненавижу больше всего. Ну а подчас объяснение проще некуда — «мега-сайт» на самом деле оказывается тем еще говнецом, обычно хозяин сайта не сильно от него отличается.

Я прочитал две унылых статьи и теперь я все знаю

Ну, это уж точно должно быть знакомо многим фрилансерам :) Меня всегда удивляло, зачем такие люди вообще прибегают к чьим-либо услугам, если сами все знают и умеют? Если клиент пытается учить меня как нужно работать, и я понимаю, что эти советы — полная чушь, то все сводится к простому «Или работаем по моей стратегии, или не работаем вообще» . Остается на дальнейшую работу после такого условия чуть больше половины клиентов, и работа эта становится приятной: тебя уважают, к твоему мнению прислушиваются, советы и требования выполняют без всяких «а я думаю что…» А все почему? Потому что иногда клиенту нужно показать, что у тебя есть принципы, что твои методы правильные, что ты — профессионал.

Я заплатил за одну услугу, но я ожидал, что получу в 10 раз больше

Очень весело бывает, когда клиент заказывает составление семантического ядра, а когда ты присылаешь ему список ключевых слов с параметрами и рекомендациям, восклицает: «Что это такое?! Я заказывал совсем другое, Вы меня обманули!» Потом выясняется, что человеку было нужно и ключи составить, и все страницы оптимизировать, и тексты под запросы написать. И все это по цене лишь составления ядра, конечно. Я без понятия, каким местом эти люди слушают или читают, когда им объясняешь подробно про услуги. Совет: лучше отправляйте описания услуг и цены по почте, чтобы потом не было претензий. К примеру, разговор по телефону или голосовой звонок по скайпу никогда не докажет, что Вы действительно уведомили клиента об услугах и ценах на них. Даже если отношения с клиентом будут прекращены, всегда лучше, если вы оба будете знать, что виноват он, а не Вы.

Выше были описаны признаки доброй половины заказчиков, с которыми мне приходилось сталкиваться. Перечислил только самые распространенные случаи. Если Вы себя узнали в каком-то из этих пунктов — не паникуйте, просто постарайтесь относиться с уважением и внимайте к тем, кого просите об услугах.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru