Кадровая политика в условиях внедрения инноваций

Кадровая политика в условиях внедрения инноваций

Глобализационные процессы, которые все активнее происходят в мировой экономике, оказывают решающее влияние на составляющие социально-экономического развития всех стран мира. Это влияние проявляется, прежде всего, через усиление конкуренции в различных ее формах. Поэтому основной доминантой в условиях глобализации является формирование конкурентных преимуществ экономического развития стран обеспечивается развитием новой экономики — экономики знаний, основой развития которой становятся инновационная труд и интеллектуальный капитал.

Сегодня приоритетная роль в развитии современной экономики принадлежит знаниям, информации, интеллекта и инновациям. Носителем этих составляющих является кадровый потенциал страны. Именно кадровая составляющая ресурсного потенциала предприятий является одной из важнейших и наиболее значимых, и, как свидетельствуют многочисленные исследования многих ученых, играет решающую роль в обеспечении экономического роста страны, повышении эффективности ее инновационного развития, производства материальных и нематериальных благ и качества жизни населения. Поэтому весомыми факторами в формировании кадровой составляющей инновационного развития экономики является подготовка инновационных кадров — квалифицированных работников, способных к творческому труду, профессионального развития, освоение и внедрение наукоемких и информационных технологий на базе развития системы непрерывного образования и непрерывного обучения.

Как известно, инновационное развитие экономики страны невозможен без формирования качественного конкурентоспособного кадрового потенциала и эффективности его использования.

В условиях рыночных трансформаций приоритетная роль принадлежит развитию инновационной деятельности, которая требует новых прогрессивных знаний, квалификационных навыков и высокого профессионального мастерства кадров.

Основой инновационного развития предприятий является использование инновационной работы, которая представляет собой трудовую деятельность с высокой долей знаниевой, интеллектуальной, творческой компоненты и которая способна удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом.

Субъектами инновационного труда являются работники, которые способны создавать новые знания и активно их использовать, ведь результатом такой работы являются новые идеи, образы, определяется, прежде всего, творческими способностями к определенному виду деятельности, активность человека, условиями реализации этих способностей в обществе. Такие кадры должны быть способны и склонными к инновациям.

Многочисленные исследования образовательного уровня трудового потенциала Украины свидетельствуют о том, что он является достаточно высоким, но не отвечает современным требованиям инновационной экономики. Эксперты невысоко оценивают кадровой составляющей инновационной деятельности, обращают внимание на низкие уровни подготовленности кадров, их заинтересованности в инновационном развитии предприятий и инновационного менеджмента. Особенно это касается управленческих, инженерно-технических кадров и высококвалифицированных рабочих. Это свидетельствует о том, что сегодня инновационная деятельность в стране недостаточно обеспечена кадрами инновационного типа.

В первую очередь, следует отметить, что инновационные кадры входят в состав персонала предприятия, то есть являются работниками с необходимой профессиональной подготовкой и (или) практическим опытом работы и выполняют различные производственно-хозяйственные функции, в т. ч. функции, связанные с созданием продуктов интеллектуальной деятельности. До сих работников можно отнести изобретателей, рационализаторов, научных работников, инженеров, предпринимателей и других работников, которых можно объединить в категорийные группы:

Управленческие кадры;

Инженерно-технические кадры;

Высококвалифицированные рабочие.

Важной составляющей инновационных кадров является наличие у них способностей к творческому труду и возможность их реализации, что определяет их индивидуально-квалификационный потенциал и индивидуальные профессиональные характеристики. Поэтому в отличие от «нетворческого» персонала, инновационные кадры должны обладать определенными качественными чертами, необходимыми для инновационной деятельности. К таким чертам можно отнести: высокую профессиональную компетентность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, активность, творчество, новаторство, оригинальность в работе, способность довести инновационную идею до внедрения, настойчивость, способность к выполнению трудовых функций и уровне международных стандартов, высокие адаптационные возможности, высокий уровень культуры.

Но весомой проблемой остается достаточно низкий уровень сформирован ности большинства этих черт. По оценкам экспертов, только два качественных параметрах работников оценены как достаточно развитые, но они не слишком важны для инновационной деятельности. Это:

Стаж и опыт работы;

Уровень формальной профессиональной подготовки (по диплому).

Такие качества, как знание иностранного языка, правовая и экономическая компетентность и культура, профессиональная мобильность, компьютерная грамотность, предприимчивость, творчество, новаторство и т. д. есть почти неразвитыми, но одновременно достаточно важными.

Итак, сегодня процесс кадрового обеспечения инновационного развития экономики связан с существованием двух проблем:

1) недостаточным уровнем формирования у работников качественных черт, необходимых для создания инноваций и внедрения их в жизнь;

2) отсутствием благоприятных условий (экономических, организационных, правовых) для эффективного использования имеющегося человеческого потенциала в инновационном процессе, а именно:

Неэффективной системой стимулирования инновационной активности на предприятиях;

Невостребованностью творческой инициативы;

Несовершенством государственной системы защиты прав на интеллектуальную собственность;

Отсутствием благоприятных условий для внедрения инноваций. Формирование качественных составляющих кадров инновационного типа должна, прежде всего, обеспечить сфера образовательных услуг.

Образование и профессиональная подготовка надлежащего качественного и организационного уровня, развивают в человеке деловые навыки и предприимчивость, повышают чувствительность людей к новым научным идеям и технических разработок, развивают новаторские способности работника, делают его изобретательным и инициативным. Таким образом, образование наделяет рабочую силу продуктивными знаниями, способствует наращиванию новых знаний человека, стимулирует процесс продуцирования новых идей.

В современных условиях хозяйствования большая роль в формировании качественных специалистов принадлежит профессиональному образованию, которая должна обеспечить их прогрессивными специальными знаниями, сочетая теоретическую подготовку с практическими занятиями на базе применения информационных компьютерных технологий, современных методик и подходов в организации учебного процесса.

Не менее важную роль в совершенствовании профессиональных знаний различных категорий работников, особенно управленческого персонала, играет бизнес-образование, основной задачей которой является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных решать нестандартные задачи и принимать правильные управленческие решения в условиях сложных рыночных трансформаций для обеспечения стратегического развития бизнеса.

Объем и качество полученных знаний, приобретенных умений и навыков влияют на формирование компетентности персонала, то есть способности работников действовать в любых ситуациях, опираясь на их образование, квалификацию, опыт, навыки, умения, общий уровень культуры, отношение к работе, партнеров и клиентов. Ведь компетенция является особым информационным ресурсом предприятия, который обеспечивает ему определенные конкурентные преимущества в рыночной среде.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru