Стратегические изменения на предприятии

Стратегические изменения на предприятии

Текущее состояние большинства промышленных предприятий свидетельствует, что в период трансформации большинство из них так и не приспособились к новой экономической среды, его требований и законов. В то же время в условиях рынка именно перманентные изменения в процессе функционирования предприятия становятся неотъемлемым атрибутом современного управления, своеобразным инструментом для достижения высокого уровня эффективности деятельности, обеспечение конкурентных преимуществ, лучшего способа удовлетворения требований потребителей и т. д.

Протяжении всего жизненного цикла на предприятии происходят определенные изменения, которые свойственны различным стадиям его развития — росту, стагнации и спада. Это могут быть изменения размеров предприятия (от малого до великого или наоборот), масштабов функционирования (на местном рынке, национальном или международном), а также превращение потенциала предприятия (интеллектуального, управленческого, финансового, технологического и т. д.). Изменения способны негативно повлиять на деятельность предприятия или улучшить его деятельность — если и не сразу, то в ближайшей перспективе. Благоприятные изменения могут проявляться в постепенном процессе перехода на новый, высший стратегический уровень. Это предопределяет целесообразность изменений на предприятиях мебельной отрасли именно в контексте совершенствования стратегического управления. Действительно, любое предприятие, размышляя о своем экономическом будущем, что непременно связано с целым рядом продиктованных внешним или внутренним средой изменений, прежде всего должен оценить собственный уровень готовности к таким изменениям и имеющийся потенциал стратегически ориентированных работников.

Умение управлять изменениями является одним из ведущих принципов стратегического управления. Стоит отметить, что изменения на предприятии могут быть связаны с процессами, которые происходят как во внешней, так и во внутренней среде.

На изменения во внешней среде предприятие не способно повлиять, оно может лишь приспособиться к ним или организовать свою деятельность в соответствии с изменениями, что предъявляет повышенные требования к гибкости и адаптивности управления.

Изменения, которые происходят непосредственно в процессе производственной деятельности, является для предприятия внутренними. Они могут быть вызваны кардинальными изменениями условий функционирования (изменение организационно-правовой формы, структуры собственности, источников финансирования, товарной, сбытовой или ценовой политики и т. д.), так и обусловленные выбранной стратегией (изменения в организационной структуре предприятия, организационной культуре, стиле управления, методах управления и принятия решений, компетенциях, функциях, полномочиях и ответственности работников, взаимосвязях между подразделениями и т. д.).

При применении на предприятии стратегического подхода к управлению особое значение приобретают именно изменения, обусловленные выбранной стратегией. Они могут быть стратегическими и тактическими. Первые являются заранее продуманными и взвешенными, основанные на всестороннем анализе и рассчитаны на относительно длительную перспективу. Тактические же изменения возникают как реакция на определенную ситуацию, они не требуют такой серьезной и длительной подготовки к внедрению, выступая прежде всего как поддержка стратегических изменений.

Стратегические изменения могут быть направлены на:

Модификацию организационной структуры управления (в направлении реорганизации или реинжиниринга);

Формирование новой информационной или коммуникационной технологии;

Формирование качественно новой организационной культуры, в частности предусматривает создание корпоративного стиля;

Формирование новой системы стимулирования работников;

Совершенствование существующих методов и стиля управления;

Повышение квалификации и компетенции персонала в контексте развития стратегического мышления и тому подобное.

Оценка степени готовности предприятий к стратегическим изменениям осуществляется путем опроса экспертов — работников высшего и среднего звеньев управления мебельных предприятий с использованием специально разработанной системы критериев. Экспертам предлагается предоставить оценки по каждому критерию по десятибалльной шкале (0 — минимальное значение, 10 — максимальное значение).

Окончательные выводы о степени готовности к изменениям предлагается формулировать с использованием такой шкалы: 0-40 — низкая степень готовности; 41-80 — средняя степень готовности; 81-120 — высокая степень готовности.

В целом крупные предприятия демонстрируют более высокие показатели готовности к стратегическим изменениям, что связано прежде всего с наличием у руководителей лучше сложившегося стратегического типа мышления. Особенно это касается представителей высшего и среднего звеньев управления, которые играют ведущую роль в формировании стратегии предприятия. В отличие от них, малые предприятия часто не придают значения стратегическому управлению в той мере, чтобы принимать стратегически обоснованные решения и разрабатывать долгосрочные стратегические планы. Кроме того, период планирования, крупное предприятие считает краткосрочным, для малого вполне может рассматриваться как долгосрочный. Это вполне обоснованно масштабам деятельности соответствующих экономических субъектов и имеющимися в их распоряжении ресурсами. Американские исследователи У. Кинг и Д. Клеландом справедливо отмечают, «что является долгосрочным для одной организации, может быть краткосрочным для другой, а плановый горизонт, приемлемый для одной сферы деятельности организации, может оказаться неэффективным для другого».

Под стратегическим типом мышления целесообразно понимать умение по частным и второстепенными текущими обстоятельствами увидеть долгосрочную перспективу и скоординировать деятельность для достижения преимуществ в будущем.

Стратегическое мышление характеризуется следующими признаками:

Способность к формированию альтернативных вариантов развития предприятия;

Обеспечение гибкой и адаптивной реакции предприятия на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде;

Способность своевременно реагировать на изменения и обеспечивать их соответствующими мерами организационного характера;

Направление деятельности предприятия согласно выбранных стратегий, определенных целей и задач;

Создание условий для творческого решения проблем предприятия, активизация новаторских подходов в принятии решений персоналом;

Способность обобщать различные точки зрения руководителей структурных подразделений при определении ориентиров развития предприятия.

Понятие стратегического мышления тесно связано с понятием стратегического видения, которое следует понимать как умение определить стратегию, сгенерировать ее в сознании, представить путь развития организации при самых благоприятных условиях функционирования. Понятно, что успешное стратегическое управление, кроме наличия стратегического видения и мышления, предполагает также способность руководства практически внедрять на предприятии изменения, обусловленные выбранной стратегией.

При возникновении несоответствия между целевым и фактическим состоянием предприятий-объектов управления возникает необходимость в пересмотре выбранной стратегии.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru