Гостиничный бизнес

Гостиничный бизнес

Похоже, что профессия хотельер скоро попадет в официальные справочники профессий и в России. Основание для этого – фантастический рост числа мини-отелей в Санкт-Петербурге за последние 5 лет: если в 2002 году их было не более 30, то в 2006 году с учетом Ленинградской области их насчитывалось около 600, а в этом году на международной выставке INWETEX прозвучали данные уже о 700 мини-отелях (также с учетом Ленобласти). Все это заставляет задать естественный вопрос: А есть ли граница у этого роста и когда наступит спад?

Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы был проведен блиц-опрос среди управляющих и владельцев мини-отелей (своего рода, фокус-группы), которые являются как старожилами (5 лет и более), так и новичками (менее 2-х лет) на гостиничном рынке, и имеют разное географическое положение в городе.

Респонденты, выбранные по принципу доступности в данный момент, отвечали на следующие вопросы:

1. Загрузка за прошедший сезон.

2. Сравнение с 2006 годом.

3. Проблемы.

4. Планы.

Один из старейших мини-отелей «Немецкий клуб», на рынке с 1994 года. По словам менеджера Елены Речиц в этом году загрузка составила примерно 98% (!). Она объяснила это большим количеством постоянных клиентов, которые таким образом проявляют свою лояльность. К достоинствам отеля, помимо домашней атмосферы и высо-кого качества обслуживания, можно отнести расположение в тихом месте, близость к станции метро «Московская» и к аэропорту «Пулково», что полностью исключает транспортные проблемы, связанные с разводкой мостов, в случае вылета ранним утром.

Доминирующей проблемой в этом году стали новые правила миграционного учета.

Совсем молодой мини-отель, работающий чуть больше года на рынке – арт-отель «Trezzini», являющийся первым концептуальным отелем такого типа в Санкт-Петербурге, создавался, исходя из продуманной концепции, что отражено в его внутренней обстановке и интерьерах. Он расположен на Васильевском острове рядом с Андреевским собором, построенным братом Доменико Трезини – Джакомо, и буквально в пяти минутах ходьбы от Академии художеств. Тем не менее, несмотря на недолгое присутствие на рынке, по словам его управляющей – Анны Шишкиной, его загрузка составила около 75%. Новые правила миграционного учета коснулись и этого отеля. В его планах стоит расширение бизнеса.

Еще один мини-отель, который сегодня позиционирует себя на рынке в этом же сегменте – арт-отель «Рахманинов», который почти пять лет назад начинал свою работу как бутик-отель (прежнее название - «Казанская 5»). После открытия фотогалереи и проведения в ее помещении еженедельных вечеров классической музыки, а также сотрудничества с петербургским рахманиновским обществом, этот мини-отель превратился, по сути дела, в настоящий арт-отель. Его загрузка в этом году не менее 80%, а с мая по октябрь – почти 100% (!). Рост заметный, главным образом, за счет постоянных клиентов и прямых бронирований через сайт отеля. Его владелица – Оксана Куренбина – охотно поделилась планами: продолжить работу в этом же направлении и выйти на международный уровень – открыть в ближайшее время новый арт-отель под этим же брендом в Каннах.

Еще один новичок на рынке – мини-отель «Александрия», расположенный в центре города около Сенной площади, и который существует около двух лет, имеет загрузку около 70%. Особых проблем нет. В планах – расширение существующего номерного фонда (7 номеров) еще на 5 номеров.

Отель, расположенный не так далеко от центра (от Московского вокзала) – «Суворофъ». Его загрузка составила чуть более 70%. Рост по сравнению с прошлым годом – небольшой. И как сообщила его директор Мария Пархоменко, запланировано расшире-ние номерного фонда.

А вот отель «Вилма», существующий с 1992 года, но который расположен далеко от центра в районе Купчино. Андрей Попов – заместитель директора - указал загрузку в районе 60%, а главной проблемой назвал изменения в регистрационном учете иностран-цев. Особых планов у гостиницы нет, главная задача – выжить, считает Андрей Попов. Главная причина такого положения – удаленность от центра города. Туристы, особенно иностранные, предпочитают исторический центр.

А вот некоторые владельцы мини-отелей даже за короткое время работы первого отеля уже успели расширить свой бизнес путем постройки нового отеля или расширения за счет приобретения соседних квартир или чердака, а также покупки готового отеля. Их бизнес-план, как правило, изначально строился, исходя из центрального положения отеля.

Итальянец Пио Никодемо, построив сначала один мини-отель (из бывшей коммунальной квартиры) в центре города под названием «Пио», вскоре открыл второй под таким же названием с еще более центральным расположением. Их загрузка за текущий год составила 80%, продемонстрировав рост числа гостей. По словам жены Пио – Натальи, которая управляет отелями, главной проблемой является человеческий фактор: персонал и соседи по дому, в котором расположен отель. В ближайших планах – расширение за счет чердака. В более отдаленной перспективе – расселение соседних квартир.

По похожей схеме развивался отель «Владимирский» на Владимирском проспекте, расположенный в бывшей коммуналке рядом с Невским проспектом, и второй отель был устроен также в старом доме рядом с Московским вокзалом.

Шаг за шагом развивается и бренд «Престиж-Отель». Мини-отель под этой маркой на 3-ей линии Васильевского острова занимает помещение в элитном доме, построенном совсем недавно. Под этой же маркой существует еще «Престиж-Центр» в старом доме на Гороховой улице рядом с Адмиралтейством и Дворцовой площадью. И еще один отель на Васильевском острове в отдельно стоящем перестроенном здании находится в стадии отделки.

По другому пути идет развитие группы отелей, которая началась с мини-отеля «Примавера», расположенного на Невском проспекте напротив пятизвездочного отеля «Коринтия Невский Палас». В рамках расширения бизнеса владельцы «Примаверы» приобрели два действующих мини-отеля: «Прима-спорт» и «Сити Отель «Комфитель», а недавно пополнили свою цепочку новым мини-отелем «Демидов мост». Управляющий отелями Константин Собенин указал загрузку в районе 60%, из проблем назвал персонал, который периодически хочет повышения зарплаты и в случае невыполнения этого желания увольняется, чтобы найти другое, более оплачиваемое место в одной из многих гостиниц города. В планах по-прежнему стоит расширение бизнеса.

И еще одна цепочка мини-отелей, находящаяся под управлением компании с брендом «Ринальди». На сегодня в ней 14 отелей с номерным фондом 130 комнат. По данным одного из ее директоров - Андрея Дяченко – предварительные показатели загрузки в этом году 76-80%, а в высокий сезон – все 100%. К проблемам можно отнести недостаточную квалификацию управленческого персонала и его нехватку на все объекты. Задача развития цепи является постоянной.

На гостиничном рынке Санкт-Петербурга с каждым годом становится все теснее: по данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга с учетом последних изменений, внесенных в апреле, сегодня в городе работает 341 гостиница с общим фондом, состоящим из 18 268 номеров. Среди них, естественно, присутствуют и мини-отели и, как видно, лишь только часть из тех, кто входит в НП «Союз мини-отелей» (количество членов НП превышает 300 отелей и это число постоянно растет). В 2006 году, по данным из того же источника в эксплуатацию в городе было введено в общей сложности 9 гостиниц на 153 номера.

Все они – типичные мини-отели, которым на рынке нужно конкурировать, в первую очередь с мировыми гостиничными цепями, часть из которых уже присутствуют на рынке. Это Best Western, Marriott, Orient Express, Kempinski, Radisson SAS, Accor, Rocco Forte Hotels, Corinthia, Park Inn. Другие международные гостиничные цепи, не представленные до сих пор в СПб, планируют свой приход в самое ближайшее время. Только в этом году они должны построить 7 гостиниц на 1 050 номеров, самая маленькая из которых будет иметь 100 номеров (пл. Островского, 2, Mansion Group).

Такой массированный натиск на растущий рынок понятен. А что делать в новых условиях мини-отелям в Санкт-Петербурге?

Прежде всего, выполнить начальное условие, открывающее для мини-отелей многие из тех рынков, на которых они хотели бы работать – пройти классификацию по той системе, которая более всего понятна потребителям на целевом рынке. Так, во время рабочей встречи представителей туристской индустрии Баварии в Санкт-Петербурге туроператор из Мюнхена сразу после нашего знакомства спросил о классификации, по которой мини-отели – члены Союза, получили свои звезды. Узнав, что большинство мини-отелей не проходило пока вообще никакой процедуры классификации, отметил, что в этом случае немецкий рынок для них закрыт, так как западным операторам, включая немецких, не нужны никакие риски. Но, узнав затем о планах Союза провести классификацию по требованиям Германского союза гостиниц и ресторанов (DEHOGA), одобрил это решение, так как немецкий рынок является основным генерирующим рынком дальнего зарубежья для отелей Санкт-Петербурга. В то же время часть мини-отелей уже работает с иностранными партнерами, которые получили профессиональные рекомендации от своих коллег, проживавших в них ранее во время своих деловых поездок в Санкт-Петербург. Так Вероника Пертот, менеджер по въездному туризму регионального агентства по туризму итальянской провинции Фриули-Венеция-Джулия, работающая с туроператорами, во время выставки INWETEX 2007 сообщила мне, что она и ее коллеги любят жить в мини-отелях нашего города, каждый раз останавливаясь в новом. В этом году это был новый мини-отель “Residence” на набережной Мойки.

Затем, следуя советам немецкой консалтинговой фирмы TREUGAST, работающей в индустрии гостеприимства, во-первых, нужно вступать в различные союзы, ассоциации и маркетинговые объединения, чтобы противостоять международным цепочкам, имеющим известные бренды, за которые потребитель готов платить. В нашем случае, таким брендом, который уже существует и успешно работает на многие мини-отели Санкт-Петербурга, является журнал Next Stop St. Petersburg – основа НП «Союз мини-отелей». Такими же узнаваемыми брендами стали The Hotels Club, Rinaldi, «Группа Отелей Евразия» и «Невские отели».

Во-вторых, искать свою нишу. Таких ниш много. Например, Luxus-Hotel, Economy-Hotel, Business-Hotel, Budget-Hotel, Seminar-Hotel, Club-Hotel, Art-Hotel, Design-Hotel, Baby-Hotel, и все, что вы сами сможете указать в качестве конкурентного преимущества вашего отеля, кратко его сформулировав и добавив к - Hotel.

В-третьих, совершенствовать управление отелями, повышать качество обслуживания за счет набора квалифицированного или обучения имеющегося персонала, вести гибкую ценовую политику.

В-четвертых, развивать сотрудничество с турфирмами. Это может быть также и передача гостиницы в управление. Для мини-отелей совсем небольшого размера – даже переход в категорию Serviced apartments. В некоторых же случаях – продажа бизнеса. Для покупателя таких отелей, как, например, «Примавера», о котором говорилось выше – это способ найти партнера – туроператора, готового работать только с владельцем достаточно большого номерного фонда, что необходимо при работе с группами.

Кстати, в Союз мини-отелей уже поступали предложения и от туроператоров, работающих на прием, которые хотели бы приобрести мини-отель.

В-пятых, постепенно расширять бизнес по мере увеличения числа лояльных клиентов и расширения своей клиентской базы, а также предложения новых продуктов. Как в приведенных выше примерах, или, например, путем перехода в другой ценовой сегмент, как в случае с «Золотой серединой». Это - отель более высокого класса, принадлежащий собственнику «Домика в Коломне». А «Маршал» и «Матисов домик» успешно осваивают нишу семинар-отелей. Примеры можно продолжать.

И в-шестых, позаботиться о хорошем Интернет-сайте для своего мини-отеля и участвовать во всех возможных системах бронирования. Проверка наличия мини-отелей на самом популярном в Европе Интернет-портале HRS, проведенная мною в августе, показала, что там представлено лишь около 20% мини-отелей из Санкт-Петербурга. У их конкурента (hotel. de) – еще меньше. Чуть более высокие показатели дает Google.

В целом, число отелей из Санкт-Петербурга, представленных в глобальных электронных системах (ГДС), по данным компании «Нота Бена», которая является представителем «Pegasus Solutions» в России и занимается подключением гостиниц как к ГДС, так и к Интернет-системам бронирования, растет медленно. А ведь речь идет о технологиях, позволяющих сделать отель доступным для бронирования туристам со всего мира.

Поэтому каждый хотельер, который хочет успешно развивать свой бизнес, должен кардинально пересмотреть свое отношение к электронным каналам распределения.

Ясно одно, что свободных мест для новых игроков на рынке мини-отелей Санкт-Петербурга становится все меньше, и им предстоит конкурировать не только с другими мини-отелями, но и с новыми гостиницами, среди которых доминируют гостиницы с известными брендами, у которых уже есть свои постоянные клиенты и своя система сбыта, а также значительные финансовые ресурсы.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru