Баланс. Читаем по слогам

Баланс. Читаем по слогам

Баланс - это фотография структуры бизнеса, которая была сделана в конкретный момент времени. Структура эта, даже самая причудливая, сначала измеряется универсальной линейкой - деньгами, и результаты измерений записываются в удобном виде. Бизнес, как известно, на месте не стоит, и измерения не останавливаются тоже, поэтому полученная картинка постоянно меняется. Чтобы изменения не стали драматическими полезно необходимо регулярно сравнивать картинку вчера и картинку сегодня.

Да, и картинка должна быть полной! Поэтому, чтобы сделать фото придется отойти подальше и некоторые детали станут не различимы.

Баланс есть не только у бизнеса и не всегда имеет отношение к финансам. Балансировать можно с личными финансами или с деньгами на конкретные мероприятия. Баланс не обязательно про деньги - есть балансы сил, энергетический и атмосферный, многих заботит после обеда кислотно-щелочной.

Зачем баланс для бизнеса? Например, для того, чтобы обоснованно (с цифрами в руках) ответить на вопрос - продвигается ли бизнес к своей цели (будем считать прибыль целью бизнеса). Классический вопрос "где деньги?" тоже подойдет в качестве примера.

В иллюстрациях используется программа 1С:Управляющий Стандарт: во-первых, мне привычно, во-вторых, про 1С объяснять не надо - всем известно.

Работу баланса посмотрим на примере простой торговой операции - продаже товара покупателю. Торговлю разделим на несколько шагов:

1. Поступление денег от покупателя (предоплата);

2. Оплата поставщику за товар;

3. Приход товара от поставщика на склад;

4. Отгрузка товара покупателю;

5. Рассчитываем результат торговли и забираем честно заработанное;

1. Покупатель заплатил деньги

Покупатель согласился заплатить авансом за товар и перечислил деньги на наш расчетный счет:

Баланс разделен на две части: актив и пассив. В активе записано ЧТО мы имеем, в пассиве ОТКУДА взялось то, что мы имеем.

Покупатель заплатил один раз - почему у нас две одинаковые цифры в строке Покупатели и в строке Р/счета? Это еще одна особенность баланса - принцип двойной записи. Понять его просто, если знать, что ничего не возникает ниоткуда: если где-то появилось что-то (в нашем случае появились на расчетном счете деньги), то это что-то откуда-то взялось (мы стали должны покупателю ту самую сумму, которую он заплатил). Бесплатных пирожных не бывает.

2. Заплатили поставщику за товар

Полученные от покупателя деньги мы отправили поставщику. Кое-что оставили, конечно:

Итоговая сумма баланса уменьшилась, но это только из-за арифметики. 5000 условных денег в строке "Итого:" это свернутое сальдо - разница между 17000, которые мы должны покупателю и 12000, которые мы отдали поставщику. Ситуация сейчас напряженная - на расчетном счете реальных денег только 5000.

3. Поступил товар от поставщика

Получили товар от поставщика и сложили его на складе. ТМЦ - это товарно-материальные ценности:

4. Отдали товар покупателю

Покупатель товар получил, проверил и остался доволен. А мы, пока еще не совсем отчетливо, но уже видим наш доход:

5. Где мои деньги?

Перед расчетом заработанного остается несколько формальностей:

- отдать долг государству;

- внимательно вспомнить, на что пришлось потратиться в процессе, и кто нам помогал?

Как только эти суммы определены - считаем, наконец, прибыль:

Что сделать с прибылью в сумме 1800 условных денег? Два варианта: с чистой совестью потребить или капитализировать. В первом варианте эта сумма буде выплачена собственникам (акционерам) предприятия и исчезнет из баланса. Во втором останется на расчетном счете и будет считаться капиталом предприятия (с соответствующей записью этой суммы в строке "Капитал").


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru