Путеводитель для новичков по деловой стороне фрилансинга.

Путеводитель для новичков по деловой стороне фрилансинга.

Надеемся, что каждый фрилансер сможет найти для себя что-то полезное в этой статье. И если у вас есть свое мнение на эту тему, то обязательно поделитесь им с нами в комментариях.

Быть фриланс-дизайнером подразумевает под собой нечто большее, чем занятие непосредственно дизайном. Овладейте в полной мере деловой стороной дизайна и вы станете процветать. Упустите же — будете наблюдать, как тонет ваш бизнес.

Для тех, кто плохо управляет своими финансами, ведет дела без бизнес-плана или не понимает клиентов могут возникнуть очень серьезные последствия.

К счастью, эта статья послужит неким ускоренным курсов для новичков, которые хотят больше узнать о деловой стороне фриланс-дизайна.

В этом, довольно обширном обзоре, мы рассмотрим такие моменты, как создание бизнес-плана, выбор места работы, установление способа оплаты, способность понимать финансовую информацию, важность страховки, привлечение клиентов, представление вашего портфолио, написание заявок, как осчастливить клиентов, подписание контрактов, знание законов об авторском праве и, наконец, налоги.

Поехали!

С самого начала вам потребуется крепкий бизнес-план. Многие люди тратят больше времени, думая о том, что они будут есть на обед, нежели занимаются планирование своего бизнеса. Ведение успешного бизнеса требует огромного количества планирования. Само планирование вашего бизнеса готовит вас заранее к тем неприятным сюрпризам, которые будут возникать у вас на пути. Основные пункты бизнес-плана обычно включают в себя :

- резюме - описание вашего бизнеса - маркетинговые стратегии - конкурентный анализ - ваш план развития - план действий - финансовые компоненты вашего бизнеса

Если вы прочитали этот список и увидели несколько вещей, о которых даже и не задумывались до этого момента, то скорее всего у вас будут некоторые проблемы «на дороге». Но никогда не поздно создать бизнес-план. Это отнимет ваше время, но оно того стоит. Поиск в Google откроет вам уйму примеров бизнес-планов, кроме того, вот вам пару ресурсов :

Готовый бизнес-план на открытие веб-студии фриланс-образца с удаленными сотрудниками Образец бизнес-плана по созданию ИП (индивидуального предпринимателя) для подачи в центр занятости с целью получения субсидии.

Следующий пункт — выбор места работа. Многие фрилансеры работают дома, но иногда это может оказаться неудобно(особенно, если вы живете в квартире), но есть несколько альтернатив.

Совместные места работы, такие как Hive at 55 в Нью-Йорке (у нас в Эстонии такого нет, незнаю как в России), становятся все более популярными потому, что они предоставляют все необходимые для работы средства, такие как WiFi, факс, принтер, копировальные машины, а также комнаты для совещаний и человеческое общение.

Конечно, если денег у вас хватает, то всегда можно арендовать офис, но это может и подождать пару лет, пока прибыль и клиентура не достигнет подходящих значений(пора свериться с бизнес-планом!).

Кроме того, есть и другие варианты рабочих мест, например кофейни или общественные парки, которые, правда, могут быть иногда очень шумными и людными.

Одна из наиважнейших вещей, которые вам нужно сделать, начиная бизнес фриланс-дизайна – это определить способ оплаты. Некоторые дизайнеры предпочитают почасовую оплату, другие — оплату по проектам.

Вам самому нужно выбрать, что больше подходит.

По моему опыту, оплата по проектам подходит больше для более крупных проектов, заказанных к определенному сроку — тогда дизайнер сам соизмеряет свою нагрузку. Почасовая оплата же больше подходит для мелких проектов или доработок.

Интерпретация информации о финансовом здоровье вашего бизнеса — весьма важный пункт. Есть три основных уравнения, которые необходимо заучить.

1. Баланс

Баланс — это актив, пассив и суммарный капитал. Актив — часть бухгалтерского баланса, отражающая состав и стоимость имущества организации на определённую дату. Совокупность имущественных прав: материальных ценностей, денежных средств и др., принадлежащих юридическому лицу. Пассив — противоположная активу часть бухгалтерского баланса. Совокупность всех обязательств (источников формирования средств) предприятия. Содержит собственный капитал — уставный и акционерный, а также заёмный капитал (кредиты, займы), сгруппированные по составу и срокам погашения. К суммарному капиталу относятся инвестированные в бизнес деньги плюс фискальная прибыль. Сравнивая ваш лист баланса за два временных деления, вы сможете вычислить, насколько «здоров» ваш бизнес.

2. Отчет по прибыли и убыткам

Второе уравнение — это отчет по прибыли и убыткам, он же – P&L(Profit and Loss).Ваша валовая прибыль равна доходам минус расходы. Ваша чистая прибыль — это ваши административные или накладные расходы(например, зарплата, траты на содержание офиса, страховка) плюс амортизация(физический или моральный износ) вычтенные из вашей валовой прибыли.

3. Денежный поток

Последнее, но не по важности, одно из трех уравнений, которые вы должны знать и понимать — это отчет о денежных потоках, который характеризует вашу ликвидность. Понять, что же такое денежные потоки довольно просто. Если ваша дебиторская задолженность со временем растет, вы предоставляете вашим клиентам кредит или рассрочку, то вы будете иметь на руках меньше денег. С другой стороны, если ваша кредиторская задолженность выросла, то у вас будет больше денег на руках, но и поступление их замедлится.

Наличие страховки — конечная форма планирования наперед и вам это нужно — давайте признаем — вещи редко идут точно так, как запланированы.

Если вы или ваш бизнес попадет в непредвиденную ситуацию(например, кража оборудования или вы выясняете, что вам необходимы 150,000р. на операцию), то ваша страховое агентство сможет вам помочь.

В некоторых случаях, работая из дома, фрилансеры думают, что страховка их арендатора достаточна для покрытия любого ущерба, будь то пожар или затопление.

Правовая защита может также оказаться довольно дорогостоящей и это же и есть еще одна причина, почему так важна страховка.

У вас вовсе не будет фриланс-бизнеса, если вы не умеете находить клиентов. Знаете ли вы, что лучшие фриланс-дизайнеры — это отличные продавцы? Вы можете ненавидеть продажи, но это вопрос жизни для фриланс-бизнеса.

Могу сказать, что существует достаточное количество мест для поиска клиентов для вашего зарождающегося бизнеса. Конечно, отличный сайт или размещенное портфолио(на таких ресурсах, как Free-lance. ru) — это хорошо, но, кроме того, есть еще несколько методов «старой школы», которые до сих пор неплохо работают, касательно набора клиентуры.

Одна из них — контактировать со всеми возможными рекламными агентствами или студиями дизайна на местном уровне, ведь вы, как фрилансер, отлично подготовлены, чтобы спасти их от переполнения заказами в их бизнесе.

Другой возможный источник клиентов — местные издания, такие как книжные или газетные издательства.

Типографии также часто получают заказы на дизайнерскую работу, хотя и не специализируются на ней, поэтому они наверняка будут рады получить местного фрилансера, на которого можно будет повесить такую работу.

Инициатива может исходить, на самом деле, отовсюду : торговые предприятия, семья, местные бизнес-организации или телефонная книга. Держите ваши глаза открытыми и карт-бланш вашего бизнеса везде, куда бы вы ни шли.

Также, когда вы закончили проект — вам не навредит, если вы попросите характеристики и рекомендации.

Хорошие презентационные способности помогут принести вам новых заказов. Клиенты обычно смотрят на пять ключевых пунктов прежде, чем воспользоваться вашими услугами. По порядку :

- Методы и профессиональные навыки - Способность сделать то, что хочет клиент - Способность графически реализовать желание клиента - Способность предоставить решения, а не создавать новые проблемы - Способность укладываться в назначенные сроки

Если вы представляете ваше портфолио на встрече, то убедитесь что ваша презентация рассчитана именно на этих конкретных людей. Поскольку для работы характерны иллюстрации, фотографии и определенный спрос, то убедитесь, что вы максимально конкретны в данных вопросах.

Что касается вашего портфолио, то лучше всего сузить его до лучших 10-20 примеров ваших работ и как можно более свежих. Это же и касается вашего онлайн-портфолио. Неограниченное место на вашем сайте не значит то, что вы должны засунуть туда все то, что вы когда-либо делали.

По мере развития вашего вашего бизнеса, вы неизбежно столкнетесь с необходимостью написать запрос о заказе или подписаться на большой проект, т. н. request for proposal (RFP) или request for quotation (RFQ).

Должны вы или нет участвовать в «войне за заказ» – это уже другой вопрос. Скажем, если у вас маленькая команда в 1-2 человека, то конкурировать с большими компаниями может быть не лучшей идеей. Это требует очень много времени, да и сбивает вас с регулярного расписания.

Если же у вас хватит времени и терпения, то победа будет равносильна поимке кита — сможете даже долго время обойтись без «рыбки поменьше».

Когда вы создадите вашу клиентскую базу, то нужно будет поддерживать их счастливыми. Многие фрилансеры получают больше половины своего регулярного дохода от повторных заказов.

Лучший способ осчастливить ваших клиентов — свято выполнять все их пожелания и требования. В конце концов, никто не говорил, что фрилансинг — это легко.

Не нужно недооценивать то, что вы говорите. Помните, болтовня до добра не доведет, поэтому не подведите сами себя. Значит ли это то, что вы должны поить и потчевать ваших местных клиентов? Ну, возможно. Не всем фрилансерам нравится устраивать встречи — это может быть одной из причин, почему они сошли с дистанции в этих крысиных бегах в первых рядах — иногда встречи могут помочь вам закрепить сделку.

Мой совет вам? Учитесь плыть по течению.

Важнее всего, в наши дни, быть честным с вашими клиентами. Если есть проблема, то лучше им о ней сообщить. Хорошая коммуникация сможет предотвратить проблемы в дальнейшем.

Контракт — документ, официально закрепляющий пункты ваших деловых отношений. Такие вещи, как конечный результат, количество доработок, временные рамки и оплата всегда должны быть учтены в хорошем контракте.

Зачем использовать контракт? Для защиты, конечно. Если что-то в проекте пойдет не так, то вы сможете указать по пунктам, за что конкретно вам должны заплатить.

Контракт отлично подходит, чтобы избежать «расползания рамок»( scope creep )(когда клиент расширяет запрос, но за те же деньги).

Наверняка вы захотите обговорить, кому будут принадлежать права на этот дизайн — вы или клиент?

Для дополнительной информации по контрактам, посмотрите еще эти ресурсы :

Типовой договор на разработку ПО/сайта Типовой договор для фрилансера

Одна из ваших задач во фриланс-бизнесе — это сбор платежей. Чтобы избежать ненужной суеты, есть хорошее правило — составлять все запросы, проекты, соглашения, контракты и расписания в письменном виде.

Убедитесь, что у вас есть расписание по оплатам и что ваши клиенты знают, когда вы ждете от них платежа. Это может быть раз в месяц, авансом, после завершения или по частям.

Прежде, чем вы сделаете хоть часть дизайн-заказа, рекомендуется попросить первоначальный взнос. Отраслевой стандарт — 50% от общей суммы, за исключением, если проект большой.

Для управления счетами по оплате, я бы порекомендовал использовать онлайн-инструменты, например Freshbooks (ресурс англоязычный, если знаете аналог на русском дайте знать в комментариях). Это подходит и для вас, и для клиента, а также записи хранятся в надежном месте.

Чтобы в полной мере понять законы об авторском праве, возможно, нужно будет немного постараться.

Начнем с того, что попадает под понятие авторского права. Если вы автор оригинальной работы в любой из соответствующих сфер(такие, как литература, музыка, драматургия, изобразительное искусство и т. д.), то вы защищены законом об авторском праве.

По сути, как только вы что-либо создадите, то вы защищены этим законом.

Что не попадает под действие ЗАП? Вот несколько примеров :

- идеи - методы - процедуры - концепты - слоганы - открытия

Если у вас есть копирайт(то, на что распространяется ЗАП), то у вас есть эксклюзивное право санкционировать репродукции, распространять копии для публичного пользования и совершать схожие действия.

Если кто-то еще хочет пользоваться этими же правами, то они должны получить ваше согласие. Если кто-то займется плагиатом, сделав что-либо подобное, то будет довольно сложно доказать, что вы являетесь оригинальным автором. Поэтому неплохая идея заполнить форму о копирайте и зарегистрировать это в ответственном учреждении по охране АП.

Какие две неизбежные вещи в вашей жизни? Давайте хором! Смерть и налоги.

Не могу дать совета в том, что касается смерти, однако то, что касается налогов — то будьте готовы. Записывайте все, доход и траты включительно.

Единственная вещь, о которой можете не волноваться — это суммы, списанные со счета. Если вы работаете из дома, то можете рассчитать вашу жилплощадь, как офисное помещение. Если вы уже закончили университет, но продолжаете обучение, то и эти расходы можете учитывать. Профессиональное оборудование, поездки и перевозки — всё это также учитывается, поэтому записывайте весь ваш километраж и выручку.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru