Инфраструктура в словах и наяву

Инфраструктура в словах и наяву

Построение эффективной экономики без развития транспортных и энергосетей невозможно. Это давно поняли на Западе, где любой бизнес начинается со строительства дорог и подведения коммуникаций.

Президент «Ассоциации строителей России» Николай Кошман заявил о том, что лишь 30% российских дорог соответствуют международным стандартам. Власть не справляется с возложенными на неё функциями, поэтому уже сейчас необходимо развивать государственно-частное партнёрство, которое будет заключаться в обслуживании инфраструктурных проектов частным бизнесом.

Например, так произошло с Курским вокзалом, который был реконструирован силами «Mirax Group». Однако, тут случился неприятный момент: «РЖД» вернуло инвестору не всю сумму потраченных средств – девелоперы потеряли порядка 300 млн руб.

Кошман предложил отменить СНиПы и ГОСТы, разработанные в советские годы — они давно устарели, работа по ним обречена на провал. Нужно перенимать европейские стандарты строительства и энергопотребления. В России энергозатраты экономики в 2-3 раза превышают показатели развитых стран.

Представитель Общественной палаты Анатолий Либет рассказал о принятом федеральном законе № 261, предусматривающем повышение энергоэффективности на территории Российской Федерации. Согласно его нормам, с 2010 года в магазинах нельзя купить обычную лампочку накаливания мощностью более 100 ватт, а властям предписано сокращать потребление энергии на 3% в год. Правда, и здесь чиновники нашли лазейку. По словам спикера, один из мэров городов сказал ему, что легко добьётся поставленной цели благодаря подаче тепла населению на три дня позже обычного.

Либет крайне недоволен подобному формальному подходу и предлагает сокращать потребление ресурсов более значительными темпами, чем прежде — во многом за счёт альтернативных источников. Так, Европейский союз поставил задачу через 10 лет довести долю чистой энергетики до 30%, у нас ставится максимальная цель в 4%.

Энергетическому сектору страны мешает развиваться излишняя монополизация и закрытость. Доказательство тому, что Министерство энергетики сопротивляется создать при своём органе общественный совет. Вместе с ним не хочет видеть людей из народа только Министерство экономического развития — остальные структуры уже обзавелись профильными наблюдательными органами.

«Банки готовы давать деньги на инфраструктурные проекты», – с уверенностью в голосе заявил зампред «Евразийского банка развития» Геннадий Жужлев. На его взгляд, многие кредитные учреждения обладают излишней ликвидностью и могут в особых отраслях давать кредиты под 7-10% на 10 лет. Другое дело, что самих инвестпроектов не так много. В банке эксперта лежат запросы на 5 млрд руб. Однако, положительное решение будет дано лишь? заявок. Все планы являются перспективными, но значительная их часть не отвечает требованиям учреждения. Банкир прогнозирует увеличение сроков выдаваемых займов и введение бонусов для банков в случае достижения удачного результата инвестирования средств.

Буквально разгромил энергетиков представитель «Деловой России» Александр Осипов. Россия находится на последних местах рейтинга по скорости подключения к электросетям. На это требуется 272 дня и прохождение 9 этапов согласований, на каждом из которых предпринимателю могут отказать. В других странах БРИК иная ситуация: Китай подключает к энергии максимум за 118 дней, Бразилия делает это за 36, а у Индии получается дать ток за 35 суток.

«Деловая Россия» предлагает сократить все этапы обращения до трёх: подачу заявки, выезд специалистов для исследования и подключение к источнику. Также нужно ввести рассрочку платежей за услуги энергетиков и предоставить свободный доступ к техническому аудиту сетей со стороны независимых экспертов.

В завершение своего доклада Александр Осипов напомнил, что в начале 90-х годов прошлого века зарубежные инвесторы восхищались российской энергосистемой и называли её образцовой. Негативно они отзывались о телекоммуникациях. От управления последними государство отказалось — туда пришли частные инвесторы и сейчас эта отрасль лидирует на мировых рынках. Электроэнергетика за последние два десятилетия, напротив, утратила лидерство.

Эти слова явно без радости воспринял президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Он озвучил цифру: за девять месяцев текущего года нефтегазовый сектор заработал для госбюджета 42% доходов. Он считает, что до конца текущего века энергетика будет занимать ведущую роль в экономиках мира. Другое дело, что нужно понижать излишние траты в этом секторе. Отсталость наших возможностей демонстрирует тот факт, что из 1 тонны нефти в России получают всего 140 л бензина, а в США удаётся изготовить в три с лишним раза больше – 420 л.

Управляющий партнёр юркомпании «Вегас-Лекс» Альберт Еганян многозначно намекнул, что вокруг инфраструктурных преобразований в России много слов и крайне мало дела. Он по несколько раз в год видит одних и тех же людей, которые регулярно с мест зрителей пересаживаются на места экспертов и наоборот. В зависимости от их настроения они говорят о позитивных или негативных моментах и постоянно приводят чуть ли не единственный крупномасштабный пример государственно-частного партнёрства в реконструкции аэропорта Пулково. Россия настолько отстала в инфраструктурном развитии, что ей необходимы не десятки, а тысяча новых проектов ежегодно. Здесь мешает другая проблема — всего 7 банков в стране обладают эффективной практикой анализа инвестпроектов.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru