Заработать на киберспорте. Реально?

Заработать на киберспорте. Реально?

На этот пост меня подтолкнула запись в блоге товарища с ником Sheenue (блог удален). Конечно, статья у него получилась скромная, видно, что человек в вопросе не разбирается ;) Однако, я, как давний любитель киберспорта и всего, что с ним связано, зашел, прочитал и родил идею написать развернутый пост о том, можно ли заработать на киберспорте и о судьбе киберспортсменов.

Легендарная и неоднозначная команда CS М19

R1der, KaLbl4, Rado, MadFan, Nook, самый пожилой - директор клуба М19

Дело в том, что я в Counter-Strike играю с мая 1999 года (на 2 недели меньше, чем возраст самой первой бета-версии этой игры;)) и за прошедшие годы в моей жизни было много разных событий, связанных с киберспортом, как приятных, так и трагических (это я говорю без преувеличения — дальше будет понятно о чем я). Этой статьей я поделюсь своим жизненным опытом в плане киберспорта, а так же постараюсь проанализировать можно ли заработать в России киберспортом и как много?..

За 11 лет, прошедших с моего первого знакомства с CS (а с компами как таковыми я познакомился немногим раньше — в 1998 году и первой игрой в моей гамерской жизни был StarCraft) мне довелось поучаствовать в сотнях турниров и чемпионатов разного уровня (опять же тут нет опечатки или преувеличения — только как организатор для питерских сетей компьютерных клубов я провел более 80 турниров): среди них были World Cyber Games 2002 (питерские отборочные и московский финал российской квалификации — то, как мы туда попали это просто песТня ;) ), ESWC 2004 (питерская квалификация, на которой мы одержали первую заметную победу в своей истории — над командой старых «звезд» клуба EMAX, у которых выиграли со счетом 13-2 на de_nuke; к организации этого турнира, а именно — питерской квалификации, я приложил свою потную ладошку — можно сказать, что именно благодаря моему знакомству с директором сети компьютерных клубов Эврика и состоялась эта квалификация в том году... вот, кстати, видео, сделанное по той игре (качество картинки хреновенькое, потому что осталась в наличии только версия с телефона ;( ):

), отборочные на Кубок России 2005 (в котором 2 моих команды — я выступал играющим менеджером, — mX и mX. Alt заняли второе и третье место и, собрав микс из игроков двух составов, поехали на финал в Москву и заняли 7 место из 150 участвующих команд со всех концов страны, проиграв команде, ставшей чемпионом), ну и десятки и сотни городских турниров поскромнее (в то время дома у меня с братом можно было найти пачку Почетных Грамот, залежи футболок с разнообразных турниров и даже несколько кубков, а мышка, полученная на Кубке России 2005 в качестве утешительного приза — Logitech G1 — верой и правдой служит мне до сих пор). Крупнейший турнир, проведенный мной (один из Evrika Open Cup'ов), собрал 52 команды по 5 человек и продолжался полтора суток, закончившись в 4 часа утра ;) .

Немного фоток (кликабельны, при наведении появится инфа):

После ночи в Кибер-клубеmX в клубе Fobos

Но это все была прелюдия — просто для того, что бы обосновать то, что я знаю о чем говорю, и плавно перейти к теме киберспортивного заработка.

Можно ли заработать на киберспорте?

За годы, активного участия в киберспорте, как игрока и организатора турниров, через мои руки прошло немало «киберспортивных» денег. Но могу сказать с уверенностью — организаторы получают больше, чем киберспортсмены ;) , если прикинуть в процентном отношении, будет справедливо где-то 70/30. Но это справедливо для небольших городских турниров, где призовой фонд формируется из взносов участников, а разница между сборами и призами уходит на оплату компьютерного времени и в карман организаторам. Проведение турнира на 20 команд (среднее число участников в середине 2000-х годов в Петербурге) мне приносило 3-5 тысяч рублей за день. Команды за первое место получали естественно побольше, но в пересчете на игроков выходило все-таки поменьше организаторского дохода ;) . Что касается общероссийских и международных турниров — это скорее глобальная промо-акция, целиком и полностью проплаченная спонсорами (как например Samsung спонсирует World Cyber Games или Asus — проводимые в Москве с отборочными по России Asus Cup'ы), хотя организаторы городских квалификаций все-таки умудрялись зарабатывать пяти - и шестизначные суммы — можно вспомнить того же Тайгуна, выкупившего в 2004 году лицензию на проведение отборов ESWC в России и вышедшего на сцену французского финала поддатым и в рваных тренировочных штанах ))))), кстати — на питерских отборочных, организованных мной (он только призовые выплачивал), он выглядел вполне адекватным человеком).

Так сколько можно заработать денег, профессионально играя в компьютерные игры?

На этот вопрос однозначный ответ дать сложно. А все потому, что есть весьма ограниченное число талантливых людей, занимающих призовые места на турнирах разного уровня, а есть — все остальные. И если профессиональный игрок уровня приснопамятных Virtus. Pro в период расцвета может рассчитывать на 1-1.5 килодоллара ежемесячных призовых и 500 долларов зарплаты, не считая поездок за границу, то у всех остальных все куда скромнее.

Начнем с того, что турниры по понятным причинам проводятся по выходным. А значит какая бы ни была профессиональная команда — принять участие в более чем 4 турнирах за месяц весьма проблематично (крупные турниры длятся несколько дней, а мелкие, укладывающиеся в 1 день, не приносят много денег, хотя — если участвовать в чем попало, то турниров 6 за месяц можно сыграть — если за выходные успевать на 2 эвента). Чемпионаты уровня WCG и ESWC проводятся раз в год, Asus Cup — раз в 3 месяца, периодически появляются турниры вроде Кубка России или Пермского Периода, то есть за год может набраться десяток крупных событий и пара десятков квалификаций к ним.

Что по деньгам? Призовые на таких турнирах редко составляют менее 20000 рублей на команду, Занявшую самое последнее призовое место (бывает и восьмое последним), если усреднить и взять 30.000 на команду и если она займет призовые места на всех 10 событиях — выйдет 300.000 рублей на 5 человек плюс менеджер (не будем считать прочих нахлебников, которые имеются у профессиональных команд), то есть — по 50.000 на человека за год участия в крупных чемпионатах... Совсем не много. К тому же — турниров мало, а претендентов на призовые места заметно больше (хотя — на порядки меньше, чем игроков среднего и низкого уровня), то есть не факт, что одна команда сможет войти например в топ-3 на всех значимых турнирах за год, а значит заработок может быть и меньше, хотя — больше тоже не редкость (если взять первое место в отборочных на Чемпионат Мира или вообще выиграть мировой финал, что тоже бывало — М19 в 2002 году, например).

Но. Есть еще городские турниры и региональные чемпионаты. Если взять средний уровень столичных команд, даже миксов, то они часто оказываются на голову выше регионалов а значит — имеет смысл собрать микс или поехать командой на крупный региональный турнир и взять там первое место без особого напряга. Если еще из столиц никто не соберется ;) . Многие профессиональные игроки и команды так и делали, выигрывая, например, региональные отборочные на те же Asus Cup и ESWC (в WCG участие по паспорту, то есть с привязкой к региону). Но это чревато — все-таки чужой город и могут возникнуть разного рода неприятности — мой брат с одной из таких поездок в Череповец оттуда вернулся в гробу (Светлая ему память! Надеюсь, что это действительно был несчастный случай, но все же...)...

Как я говорил выше — городских и региональных турниров по России проводится заметно больше, чем крупных (меньше, чем в середине 2000-х, сильно меньше, но проводятся), но тут все зависит от наличия организаторов, способных организовать и провести так, чтобы игроки остались довольны. В тех же 2004—2005 годах в Петербурге было время, когда в месяц проводилось 4 турнира и организатором трех из них выступал я и моя команда...

На таких турнирах в среднем на игрока приходится в виде призовых от 1000 до 3000 рублей. В принципе — за день «работы» неплохая сумма, но даже если занимать первое место на 4 турнирах в месяц, врядли выйдет больше 12.000 рублей...

Как дополнительный заработок можно рассматривать игру на деньги, но это сейчас редкость — хороших игроков часто знают в лицо и играть просто не соглашаются. Хотя — бывает и наоборот — готовы заплатить за игру против хорошей команды для поднятия собственного уровня.

Ну и наконец — последний вариант заработать на Counter-Strike, в духе прогрессивной современности — сервисы вроде OverPro, где игроки сначала пополняют баланс, а потом на эти деньги играют дуэли, кланвары и просто «гоняют мясо». Один фраг стоит несколько рублей, смерть стоит чуть больше фрага, сервис естественно берет свою комиссию. Вывод возможен на WebMoney. Правда система пока сложновата. Во всяком случае, когда я увлекся этой темой, нужно было ставить специальный античит, выполнять определенные требования и играть только с одного айпи. А если играть есть возможность только с клуба? Хотя — давно не интересовался развитием сервиса, может быть сейчас это все уже упрощено...

ВЕРДИКТ: заработать на киберспорте можно, если есть талант и время на тренировки (у нас уходило до 10 часов в сутки 5-6 дней в неделю плюс игры на турнирах — тогда то мы и были в топ-3 СПб), однако немного. И не стоит забывать, что время, потраченное на тренировки, можно было потратить с большей пользой — например, получив образование или новые навыки, способные приносить деньги. Потому что век киберспортсмена недолог — реакция и скорость мышления, на которых строится профессионализм киберспортсмена, с годами слабеют: идеальный возраст для кибеспорта — 14-20 лет (в 14 наилучшая реакция — тогда «мелкий шкет» только за счет стрельбы может обыгрывать признанных «отцов», пример — широкоизвестный в узких кругах питерского киберспорта CaS, в 13-14 лет игравший на равных с чемпионскими М19 в 2002—2003 годах;

Cjunter-Strike

На переднем плане M19.Nook, сзади него - тот самый талантливый мелкий CaS а в 18-20 — мозг устоялся и начинают «мутиться тактики», яркий пример — SK. Spawn, который вытворял просто нереальные вещи — можно посмотреть на YouTube ролики о нем и его игре), раньше это еще не киберспорт, а позже — уже не киберспорт. Судить могу даже по себе — до сих пор (мне 28 лет) играю в CS по выходным, но с каждой неделей все хуже. И не смотря на то, что меня за фраги по-прежнему банят каждую ночь (играю с клуба в ночное время) на 1-2 серверах, но удовольствие от игры уже не то и самое «убийственное» время это утро, когда мне уже все равно...

Так что — играйте, может быть даже профессионально, до 20 лет — каких то денег, при условии участия в турнирах, вы точно заработаете, но после 20 беритесь за голову и думайте о будущем. В России пока, к сожалению, будущее в киберспорте после 20-25 лет есть только у ничтожного процента поистине талантливых игроков...


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru