Дорогу – частнику?

Дорогу – частнику?

Сам себе инвестор

Геннадий Ахмадиев, директор Лесосибирского АТП, вспоминает советские времена с ностальгией: тогда автобусы после пяти лет эксплуатации просто передавали строителям. Однако свои положительные стороны он видит и в рыночной действительности. Если в СССР предпринимательская инициатива АТП ограничивалась 10% от общего объема работ, то сейчас – «есть возможности, есть деньги – пожалуйста, расширяй рынок, сферу деятельности». Что, собственно, предприятие и делает – за счет увеличения коммерческих перевозок, как грузовых, так и пассажирских, включая пригородные, междугородние и даже летние «чартеры» на Кемь, озера юга края и Хакасии. Как грузоперевозчик АТП сотрудничает с дорожниками, ЖКХ, горнодобы-вающими компаниями, возит уголь, руду, причем не только в Енисейском районе, но и по краю.

В общем, представляет собой вполне самостоятельный субъект рыночной экономики.

Неудобные «муниципалы»

Но жизнь муниципального предприятия, даже если дела у него идут более или менее благополучно, беззаботной не бывает. Одни проблемы сменяют другие. Для предприятия Геннадия Ахмадиева наиболее актуальная сегодня проблема – кадровая. Водительский состав стремительно стареет, а молодежь живет исключительно сегодняшним днем и перебегает к частным перевозчикам, стоит тем предложить на 1-2 тысячи больше (естественно, без всякого соцпакета). Предприятие, конечно, пытается как-то решить эту проблему. Пересаживает водителей на более удобные импортные автобусы, поддерживает приличный уровень зарплаты… Но «муниципалам» в принципе сложно конкурировать с частниками. Как считает Геннадий Андреевич, виной тому сама система налогообложения: «Если предприятие имеет более 20 единиц транспортной техники (а у нас одних только автобусов больше 70), оно уже не попадает под единый налог на вмененный доход. Приходится платить и 27% НДС, и 33% ЕСН. А будь я индивидуальный предприниматель, да еще выплачивающий «серые» зарплаты, жить было бы куда легче!» Да и городским властям отношения с частниками строить проще – ведь те ничего не требуют. «А мы, – говорит Геннадий Ахмадиев, – заставили сделать «карманы» на остановках, освещение в городе наладить, добились, чтобы дороги чистили уже в 6 утра…»

Гонки на выживание

В следующем году вступает в силу новый закон о местном самоуправлении. Муниципальные предприятия будут акционированы либо преобразованы в иные юридические формы. Лесосибирское АТП, собирающееся в 2006 году отметить свое 20-летие, готово преодолеть и этот рубеж. В прошлом году по всем основным направлениям его деятельности были созданы самостоятельные предприятия по видам перевозок – ООО, работающие на основе договоров с АТП. Все имущество предприятия передано в комитет по управлению муниципальной собственностью. В дальнейшем его либо выкупят, либо будут использовать на правах аренды. Условия выживания, конечно, будут предельно жесткими. Но предприятие может рассчитывать на дополнительные источники доходов, среди которых услуги по государственному техническому и медицинским осмотрам, авторемонту (собственной производственной инфраструктуры у частников, как правило, нет) и т. д.

Обнадеживает, что наши законодатели наконец-то озаботились проблемами автотранспортников. На одном из заседаний Законодательного собрания было принято постановление от 29.11.05 №16411П «О развитии автомобильного транспорта в Красноярском крае», обязавшее краевой департамент транспорта разработать конкретную программу развития пассажирских перевозок на будущий год. В ней должно быть четко указано, сколько средств будет вложено в собственно перевозки, а сколько – в приобретение подвижного состава. «Первый шаг вперед сделан, – считает Геннадий Ахмадиев. – Важно, чтобы и краевые, и местные власти понимали, что муниципальные автопредприятия должны быть сохранены. Чтобы их рассматривали как стратегический объект, с которым связано решение целого комплекса городских проблем».


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru