$топ-кадр

$топ-кадр

В Советском Союзе безработицы не было. Трудовые книжки ценились лаконичные, а тех, кто часто менял работу или, как мы сейчас говорим, «искал себя», презрительно называли «бегунками». Но случилась перестройка, и россияне узнали, что такое рынок, в том числе и рынок труда. Образовались два потока, причем далеко не всегда встречных: люди, ищущие работу, с одной стороны, и работодатели, ищущие сотрудников, с другой. В это время, в середине 90-х, и появились первые кадровые агентства, появилось здоровое питание. Как и положено, начали с проб и ошибок. Многим поначалу казалось, что это легкий и необременительный бизнес, для которого достаточно арендованного помещения и телефона. Однако вскоре выяснилось, что подбор персонала – дело тонкое, требующее знания психологии, особенностей бизнеса клиентов и многих других нюансов. Попытки перенести на российскую почву опыт зарубежных рекрутинговых агентств со всей очевидностью продемонстрировали разницу в менталитете, мотивации и культурных традициях. Те, кто сумел превратить «работу над ошибками» в собственные разработки, и стали сильнейшими игроками на рекрутинговом рынке Красноярска.

В декабре «Миллион» провел небольшой опрос среди руководителей и HR-менеджеров красноярских компаний, попросив назвать кадровые агентства, опыт сотрудничества с которыми они оценивают как положительный. Полученный список возглавили КА «Анкор», «КАД рекрутинг», «Докерт-Юкон», «Ориан-персонал», «Перспектива», «Резон», «Персонал-Центр», «Персонал-новация» и «Лидер».

На сегодняшний день в Красноярске официально зарегистрировано 74 кадровых агентства и, по оценкам участников рынка, действует примерно столько же «подпольных» контор – в последние год-два этот сегмент рынка растет как на дрожжах. Оно и неудивительно: стартовый капитал требуется небольшой (чтобы начать «свое дело», достаточно $500), а хлеб рекрутера по-прежнему многим кажется легким. Особенно если не осложнять себе жизнь соблюдением правил деловой этики и какими-либо обязательствами перед клиентами.

И нашим, и вашим

Стоит напомнить, что на цивилизованном рынке труда существуют рекрутинговые агентства и агентства по трудоустройству (коммерческие биржи труда), знающие все о кошках. Первые подбирают персонал по заказу работодателя, вторые – зарабатывают на том, что подыскивают вакансии для частных лиц. Однако среди красноярских агентств хватает тех, кто предлагает свои услуги и тем, и другим. Плату с соискателей они берут за то, что просто заносят их в базу данных и дают наобум несколько телефонов работодателей или «щедро делятся» информацией из газетных объявлений. Естественно, никакой ответственности за последующее трудоустройство заплатившего им за услуги человека подобные организации не несут. И это подрывает репутацию всех КА. По словам директора КА «КАД рекрутинг» Натальи Дьячук, даже самые серьезные агентства сегодня периодически сталкиваются с ситуацией, когда при словах «кадровое агентство» на противоположном конце провода бросают трубку. Агентства, ориентирующиеся на цивилизованные стандарты работы, страдают ни за что. Они свято чтут Этический кодекс, принятый Российской ассоциацией консультантов по подбору персонала (АКПП). А он категорически запрещает рекрутерам брать деньги с кандидатов. Пренебрегающим этим правилом не подают руки. «Брать плату с соискателя – все равно что брать плату с сахара за то, что он продается», – убеждена директор центра кадрового менеджмента «Ориан-персонал» Ольга Орлова. А директор по рекрутингу кадрового агентства «Акватория» Анна Ульская рассказала, что в соседнем Иркутске уважающие клиента и себя рекрутеры сплотились и вытеснили с рынка недобросовестных «двурушников». Их красноярские коллеги тоже готовятся к решительным мерам. К сожалению, на стороне сомнительных контор часто «играют» красноярские работодатели, соблазняющиеся демпинговыми ценами и не обращающие внимания на полное отсутствие гарантий, что подобранный таким образом кандидат придется «ко двору».

Благородные разбойники

Подбирая кандидатов, агентства используют все водные ресурсы земли и доступные методы поиска – от мониторинга баз данных, специализированных изданий и сайтов, размещения информации о вакансиях до переманивания «заказанных» профи из других фирм, или, говоря цивилизованным языком, прямого поиска (executive search&executive recruitment). Естественно, стоят эти услуги недешево. На Западе, например, поиск топ-менеджера обходится заказчику в 30-40% годового дохода этого сотрудника. Красноярские работодатели к таким затратам не готовы, но если нужен профессионал, которых в городе всего-то один-два, приходится раскошеливаться на услуги хедхантеров. Кстати, ничего предосудительного в «продаже» чужих специалистов (строгое табу налагается только на штат компании-клиента) сотрудники кадровых агенств не видят. Несколько опрошенных нами руководителей сошлись во мнении, что настоящий кладезь для КА – так называемые компании-доноры, выращивающие специалистов, но по причине не самой гуманной социальной и кадровой политики не умеющие их сохранить. Надо полагать, для подобных кузниц кадров «охотники за головами» тоже находка: гораздо приятней считать, что твоих специалистов воруют злые хедхантеры, чем признаться, что люди от тебя бегут.

Ольга Орлова не без удивления отмечает, что зачастую начальство начинает ценить специалиста только тогда, когда им начинают интересоваться другие компании. Ее агентство занимается поиском исключительно «штучного товара», поскольку специализируется на топ-менеджерах – а это всегда высокие профессионалы, неординарные люди, которых мало по определению. Естественно, что успешные люди без работы не сидят. И без прямого поиска тут не обойтись. По заказу клиента кандидатов находят, где бы они ни работали в настоящий момент, ведут переговоры, подготавливают к встрече с работодателем и даже берутся разрешать возникающие конфликтные ситуации, вплоть до того, что закрывают вакансию «потерпевшей стороны».

Директорам и собственникам компаний, конечно, есть за что ненавидеть охотников за ценными кадрами. Однако в одном можно быть совершенно уверенным: специалиста, которого вам «продало» уважающее себя агентство, перепродавать оно не будет ни при каких обстоятельствах. Не в возрасте дело

По оценке Александры Корнеевой, заместителя директора КА «Докерт-Юкон», сегодня самые дефицитные «позиции» на рынке труда, – инженерно-технические работники и высококвалифицированные маркетологи. В городе они нарасхват. А директор КА «КАД рекрутинг» Наталья Дьячук отмечает «неутолимый» спрос на менеджеров по продажам. Оформилась и потребность в профессиях, которым еще даже нет названия – например, офис-менеджер и менеджер по продвижению товара в одном лице.

Что же касается половых или возрастных ограничений, то при подборе действительно высококлассного специалиста особой роли они не играют. Ольга Орлова, директор центра кадрового менеджмента «Ориан-персонал», поделилась случаем из своей практики, когда из Астрахани поступил заказ на инженера по судостроению. Верхней возрастной планкой были обозначены… 60 лет. Нужный кандидат нашелся среди бывших специалистов Красноярского судостроительного завода. А в Южно-Сахалинск на должность главного инженера по технике безопасности отправили кандидата, которому было 56, но он был уникальным профессионалом, имеющим 10 сертификатов допуска. По всей стране таких единицы. Кстати, «Ориан-персонал» – одно из немногих агентств в городе, занимающееся поиском кандидатов по всей России. Надеяться на успех в этом деликатнейшем деле, по мнению Ольги Орловой, можно только в том случае, если консультант по кадрам соответствует уровню кандидата, которого «сватают» заказчику.

Свой среди чужих, чужой среди своих

В оправдание рекрутеров скажем, что они готовы искать «нужных людей» и внутри компании. В перечень услуг большинства крупных красноярских КА входят консалтинг, бизнес-тренинги, услуги по переобучению и повышению квалификации и, разумеется, оценке специалистов – как потенциальных, так и имеющихся. «Продвинутые» компании, такие как «Докерт-Юкон», «Ориан-персонал», «КАД рекрутинг» и другие, используют для оценки персонала технологию Assessment center. Она позволяет увидеть, как действует сотрудник в конкретной, реальной ситуации. Сведений, указываемых в резюме, обычно бывает недостаточно для того, чтобы дать уверенный прогноз, насколько успешен будет соискатель на новом рабочем месте.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru