Кто может стать Менеджером Проекта?

Кто может стать Менеджером Проекта?

Ни для кого не секрет, что многие руководители инженерно-строительных проектов не имеют строительного образования. По этому поводу спекулировали все кому не лень. Да и в моей практике вопрос образования PM-ов всплывал очень часто. Мы проводили различные эксперименты. Нет, не над людьми, не бойтесь, и даже не мучили мышек, испытывая на них различные геномутирующие препараты, пытаясь вывести породистых менеджеров проекта. Просто брали специалистов, как с гуманитарным образованием, так и с строительным или же с другим техническим. Назначали их на более-менее подобные проекты. И таким образом, пытались выяснить, стоит ли нам сосредотачиваться только лишь на строителях или же можно смотреть и на другие специальности.

Скажу честно, что вопрос образования не возымел главенствующего преимущества и даже в некоторых вопросах мешал. Люди, наученные одному, плохо делали другое. Например, менеджеры с гуманитарным образованием выигрывали однозначно на переговорах и на совещаниях, лучше готовили отчёты и вели документацию по проекту, а на строительной площадке всё заканчивалось ну если не полным провалом, то где-то близко. Менеджеры же с техническим (строительным) образованием всячески противились всем документальным процессам, за исключением работы со строительными чертежами, которые им были близки. Но это касалось только чтения этих чертежей, а вот процесс их правильной передачи (подпись, протокол, сдал - принял) другим участникам проекта отсутствовал как таковой. Их всех где-то спасало, на что мы особенно делали ставку, то, что их объекты были локализованы географически рядом и заказчик был один, поэтому они имели возможность взаимно учится и дополнять друг друга. Но определённые барьеры у каждого всё равно оставались.

Как на меня, то во многом виновата именно система образования. Я не списываю фактора личности. Ведь именно личные качества и способности, а также накопленный опыт и знания, как показал эксперимент, имели основное значения. Но где, вы скажите мне, формируется личность? В школе, в университете. Только ведь беда в том, что в наших учебных заведениях личность не воспитывают, её там ломают, держат в постоянном напряжении и навязывают мнимую приоритетность тех или иных дисциплин. Конечно есть учебные заведения, так называемые демократические, но эта демократия с родни анархии - хочешь учись, хочешь нет, главное плати; к счастью таких всё меньше. Разумеется, это нас закаляет. Но и мешает большей части учащихся развиваться творчески.

Если вы заметили, то про различные курсы, институты и аттестации, ориентированные на управление проектами, я даже не упоминаю. Их настоящих у нас просто нет. Конечно, может быть я ошибаюсь, возможно, они и есть, но тогда они очень хорошо прячутся. Институты, готовящие руководителей проектов, на самом деле готовят менеджеров по продаже. А курсы и аттестации, нужны уже работающим специалистам, имеющим практический опыт. К сожалению, и тут всё так же, как и везде у нас. На курсах зачастую преподают люди хорошо знакомые с методологией и теорией, но в тоже время плохие практики. А пройти аттестацию у нас на порядок легче, чем это сделать в цивилизованных государствах, и этим уменьшается ценность этих дипломов и степеней.

Но не стоит опускать руки. Здесь главное, чтобы молодой специалист не бил себя в грудь, закончив одно из вышеупомянутых заведений, и не говорил, что он руководитель проекта. Он должен понимать, что знания, приобретённые им во время учёбы, ориентированы на то, чтобы стать профильным специалистом. Надо чётко уяснить, что вопрос образования хоть и является векторообразующим, но отнюдь не основным. Для того, чтобы стать настоящим руководителем проекта (обратите особое внимание именно на слово руководитель) не достаточно, что-то закончить, тут очень важно стать хорошим специалистом, побыть участником проекта и пройти естественный путь развития как личностных, так и профессиональных качеств.

И в качестве резюме, хочу сказать следующее:

"Я уверен, что руководитель строительного проекта не обязан иметь строительное образование. И не слушайте, когда вам говорят обратное. Project manager - это:

Человек способный организовать "мозговой центр" проекта, то есть объединить всех специалистов необходимых для реализации его проекта.

Человек, способный опираясь на принципы сотрудничества использовать этот центр в целях проекта.

Говоря словами классиков проджект менеджмента - таким образом руководитель проекта становится настолько образованным и компетентным, насколько любой член его команды."

Как видим, всё выглядит достаточно реально. Но не для молодого специалиста, а для человека прошедшего определённые ступени развития своих профессиональных и личных качеств. Дерзайте! И у вас всё получится!

P. S. Я, кстати, до определённого этапа был чётко уверен в том, что РМ строительного проекта должен быть строителем. Признаю, ошибался.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru