Новое-не совсем забытое старое

Новое-не совсем забытое старое

Каждый день в СМИ появляется множество статей, репортажей, итд, посвященных проблемам, перспективам развития малого бизнеса.

Являясь студенткой экономического факультета, я уже давно заметила, что большинство моих сокурсников в будущем хочет организовать свое собственное дело. Бытует множество разговоров, сплетен и бесконечных примеров «из жизни». Я даже, порой, встречаю некоего вида брошюрки, которые активно пропагандируют данный вид деятельности.

Не хочу никого пугать « страшилками», но хотелось бы немного попридержать коней.

На мой взгляд, главная беда российского малого бизнеса - это его предпосылки, его причины возникновения.

Итак, вспомним, когда же возник этот самый монстр-малый бизнес?

Малый бизнес появился, как явление массовое, а не одиночное в 90-х годах. Официально это произошло с принятием Закона «О кооперации». Затем этот процесс был ускорен постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

Если мы внимательно просмотрим эти документы и осведомимся, что же является малым бизнесом, то, по сути, под эту категорию подходит довольно большой сектор экономики.

Я бы хотела все-таки поговорить о начинающем, еще молодом бизнесе, который пока только существует на бумаге, который еще не является малым.

В 90-е годы большинство людей нашей страны оказались в катастрофически трудной ситуации: массовые сокращения, безработица, безденежье итд. Разумеется, в таких условиях нужно как-то выживать. Многие из знакомых моих родителей, которые столкнулись с крахом системы, были вынуждены зарабатывать себе на хлеб, окунувшись в мир коммерции. Все помнят знаменитых «челноков», клетчатые сумки, киоски, предлагающие пестрый ассортимент. Люди кидались в неизвестные дебри лишь для того, чтобы обеспечить себе пропитание. Вы думаете у них были бизнес-планы, стратегии, особые экономические познания? Все было не так, каждый жил лишь одним днем. Конечно, был и активно развивающийся бизнес, который развивался на финансы «малиновых пиджаков».

В огромный океан рынка были выброшены миллионы мальков, которые пытались создать свой малый бизнес. В итоге мы получили, что получили, и теперь называем это развивающееся экономикой. И даже сейчас эти бедные люди стараются сохранить свое дело, еще глубже увязая в бездонных кредитах, пенсионных фондах и налоговых. В экономических дисциплинах бытует мнение, что количество взятых кредитов - это хороший показатель, свидетельствующий, что бизнес в нашей стране развивается и растет, ему необходимы финансовые вложения.

На деле, я думаю, это далеко не так. В России - это тревожный звоночек, что мы не можем держаться на плаву. Обратитесь к предпринимателям, которые, пытаются выживать. И они вам скажут, что с удовольствием «прикрыли бы лавочку», но не могут из-за большого количества долгов и кредитов, которые надо выплачивать. Время, когда они могли как-то плыть прошло: трудно предложить товар по приемлемой цене, трудно соперничать с суперманами, каруселями итд. Рынок заполнен дешевыми товарами. Раньше люди ходили на различные базары, рынки в поисках одежды и прочего. Сейчас же мы знаем множество магазинов, которые предлагают товары по смешным ценам, но с поправкой, что какая цена, такое и качество. Предприниматели, которые раньше зарабатывали себе на жизнь подобным образом оказались за бортом, не в силах соперничать с меняющимся миром. В их оправдание можно сказать, что они пошли в бизнес не по своей воли и инициативе.

Статистика упорно радует глаз красивыми цифрами, которые свидетельствуют о увеличении доли малого бизнеса в экономике, не упоминая о качестве. Посему довольно легко рассуждать, принимать законы, учреждать различные службы.

Недавно мне довелось разговаривать с предпринимателем, «выходцем из 90-х». Этих людей трудно в чем-либо переубедить и настроить на новый лад. Они по - старинке руководствуются методами другой экономики. У них нет никакого бизнес-плана, резервов, перспектив развития. Они действуют исходя из насущной ситуации, еще больше усугубляя свое положение.

Зная об этой стороне медали, мне страшно наблюдать за энтузиазмом моего поколения, которые видят перед собой лишь обширные горизонты. Многие приводят в примерах Стива Джобса, Фила Найта и других «забугорных» гениев. Если мы посмотрим на наш рынок, то увидим, что большинство крупных корпораций, к сожалению, не строились с нуля, а отбирались и реорганизовывались. Поэтому эти примеры, на мой взгляд, никак не вяжутся с российской экономикой.

Малый бизнес той же самой Европы - это, на мой взгляд, явление удивительное. Очень большую часть малого бизнеса составляют люди преклонного возраста( !), которые, не хотят сидеть дома и нянчить внуков, предпочитая активную деятельность. Улицы Европы пестрят красивыми вывесками булочных, маленьких кафе, привлекая внимание не только туристов, но и услаждая взор местных жителей..К сожалению, эволюция в нашей стране пока не дошла до такого уровня.

Итак, юные предприниматели, задам вам ключевой вопрос построения вашего бизнеса: что нового вы мне сможете предложить?

Успешный бизнес нужно строить на неудовлетворенных потребностях человека. А какие у современного человека потребности? Биологические удовлетворены, да и небиологические с лихвой. Вот в чем заключается основная трудность - найти, что предложить потенциальному потребителю.

Главное-это идея. Идея, которой заинтересуется весь мир, идея, которая взбудоражит мозг и породит команду «хочу!».

Нет идеи - ваш бизнес с большой вероятностью обречен на провал. И тут вам не помогут ни бизнес-планы, ни аудиторы, ни кредиты.

На мой взгляд, все отрасли давным-давно поделены, и соваться новичкам в какой-либо бизнес крайне опасно. Вы можете нарваться не только на потерю всех денежных средств но и на более неприятные вещи.

Однако, я ни в коем случае не хочу потушить инициативу и желание к созданию своего дела. Я лишь хочу дать несколько советов.

У моего поколения очень много перспектив развития, в отличие от наших предшественников. Особенно сейчас, когда вы владеете массой информации о внешнем мире. Придумайте идею и дерзайте осуществлять, не забывая о множестве экономических законов (которые никто не отменял), о бизнес-планах, об аудиторах, тренингах итд. Ищите информацию. Многое зависит от вашей осведомленности. Не забывайте, что в нашей стране, в частности в Волгограде, существуют (хотя очень мало) государственные проекты, которые способствуют превращению идей в жизнь, и есть возможность, что счастливым обладателем гранта можете стать именно вы.

Сейчас уже никому не нужен бизнес, как способ зарабатывания денег. Бизнес должен служить, прежде всего, двигателем прогресса и стимулом развития (ради красоты и благозвучия откажемся от меркантильных моментов).


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru