Инвестиционные стратегии

Инвестиционные стратегии

Инвестиционные стратегии корпораций, региональных и отраслевых хозяйственных систем, правительств реализуются обычно через инвестиционные программы различных масштабов и через конкретные инвестиционные проекты. Именно они и являются объектами управленческих воздействий по реализации в инвестиционных потоках требований инновационного типа воспроизводства.

В России по состоянию на конец 2000 г. в стадии разработки имелось около 10 тыс. инвестиционных проектов на общую сумму более 50 млрд долл. Проработанный бизнес-план имели 2 тыс. инвестиционных проектов из числа зарегистрированных в информационной базе данных об инвестиционных проектах.

Большое количество инвестиционных проектов в определенной степени свидетельствует о значительном проектном потенциале страны, но за этим проглядывают и нерешенные проблемы, связанные с неотработанностью механизмов выбора и реализации приоритетов в условиях ограниченности ресурсов. Нередко возникновение заявочных проектов определяется лишь стремлением получить ассигнования, после чего происходит вторичное перераспределение ресурсов, размывающее первоначальные цели. В итоге инвестиционные ресурсы в значительной части либо перераспределяются на текущие нужды, либо становятся объектом частного присвоения с уводом их из страны. Степень связи инвестиционных проектов с реализацией нововведений практически не контролируется.

Так, за период с 1991 г. по 2000 г. в России было разработано и утверждено не менее 200 федеральных целевых программ, но их эффективность была вне контроля и конечные результаты даже в случае полного осуществления оказывались невысокими. Среди причин такого развития событий исследователи называют: принятие решений о разработке новых и продлении сроков существующих программ без учета реальных финансовых возможностей бюджета; использование федеральных целевых программ не столько в качестве инструментов решения долгосрочных и среднесрочных проблем, сколько как способ дополнительного государственного финансирования текущих нужд; отсутствие должной увязки федерально-отраслевых и региональных целевых программ; недостаточное внимание к привлечению внебюджетных источников финансирования; несогласованность в действиях федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти и органов местного самоуправления в процессе выполнения программ.

Для обеспечения большей концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных и наиболее эффективных направлениях структурных преобразований специалисты рекомендуют ужесточить общий государственный контроль за бюджетом, направляемым на целевые программы, использовать практику конкурсного отбора программ и их исполнителей, персонифицировать ответственность разработчиков и реализаторов программ, укрупнять региональные инвестиционные программы, доводя их масштабы до границ федеральных округов. Особенно же нужно сегодня создание и введение в практику действенного контроля инвестиционных программ и проектов с позиций их соответствия по уровню и результативности возможностям перспективных научно-технологических инноваций.

Существует много способов и параметров, которыми можно оценивать научно-технический уровень и инновационную направленность инвестиционных проектов. Применительно к объектам новой техники и продукции должны оцениваться параметры ресурсопотребления, экологичности, надежности, долговечности, безопасности и удобства эксплуатации, степени встраиваемости в технологические системы будущего. При анализе бизнес-планов нужно непременно обращать внимание на степень их научной базы, уровень затрат на НИОКР, использование патентованных разработок и лицензий, ноу-хау для быстрого налаживания высокотехнологичного производства новых изделий и т. п.

Необходимость подобного анализа инвестиционных проектов нередко отвергается по причинам его трудоемкости и отсутствия достаточных ресурсов для этого. Те же, кто пытается экономить на обоснованиях и расчетах, неминуемо проигрывают в более крупных масштабах на стадиях инвестирования и эксплуатации. Во всех высокоразвитых рыночных странах применяются весьма подробные схемы аналитического и отчетного контроля за бюджетными проектировками и, особенно инвестиционными тратами.

Например, в Великобритании при выделении средств из государственного бюджета на цели конкретных министерств рассчитывается порядка 150 целевых показателей, причем они в обязательном порядке публикуются. Министры лично ответственны за выполнение этих показателей, и каждые шесть месяцев в Казначейство страны представляется отчет о проделанной в этой плоскости работе. Организация такого контроля хорошо согласуется с высокой самостоятельностью и ответственностью субъектов реализации бюджетных средств, что обеспечивается применением принципа делегирования бюджетных полномочий. Характерно, что британские министерства, реализующие бюджет, обладают неограниченным правом переброски средств из текущего бюджета в капитальный, но не наоборот.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru