Что такое MLM? Или… Про то, как я запуталась в сетях.

Что такое MLM? Или… Про то, как я запуталась в сетях. МLM – multi level marketing – многоуровневый маркетинг или сетевой маркетинг – вариант продвижения товаров методом прямых продаж. История эта случилась давно, еще в начале 90-х. Я тогда отчаянно пыталась найти какую-нибудь подработку. С работой в те времена было очень туго. О своем бизнесе я и не помышляла – без копейки денег трудно представить себя бизнесменом. Муж работал тогда на кирпичном заводе, пытаясь наладить выпуск кирпичей и поднять обветшалое производство на европейский уровень. Я занималась домом и 4-х летним сыном. Денег катастрофически не хватало. Это было время, когда зарплату платили продукцией предприятия – у нас в избытке были кирпичи (хватило бы на домик, как у дядюшки-Тыквы – и построили из них всё-таки хозяйственную пристройку на родительском дачном участке) и керамические горшки (до сих пор варю в них кашу и запариваю тесто). Мне очень хотелось помочь мужу, и я начала активно искать возможность дополнительного заработка. Вот так я и попала в европейскую сетевую компанию, которая занималась продажей косметики и, конечно, строительством бизнес-структуры. «Уже через месяц твой доход будет свыше 1000$, а через полгода у тебя будет миллион (правда, рублей), а за год ты сможешь заработать на новый автомобиль и новую квартиру», – говорила мне моя наставница – серебряный мастер Светлана Гуркина. «Приходи на мои конференции каждую субботу. А, пока, возьми пробники – после этой косметики ничем другим пользоваться не захочешь – все натуральное, никакой химии!» – она произносила это с благоговением и придыханием, зажмуриваясь от удовольствия. И началось «окучивание». Хотя косметика эта на меня не произвела никакого впечатления – и запах обычный (я бы сказала, химический) и эффекта не заметила. Но на конференциях я только и слышала – «Превосходно!», «Потрясающе!», «Великолепно!», «Грандиозно!». И, как в сказке про голого короля, я повелась за большинством и заставила себя думать, что король – в платье. Подумала: «Да, бог с ним, с собственным мнением, я же пришла за заработком!» Конференции больше напоминали религиозную секту, где все с трепетом рассказывали о золотых супервайзерах, платиновых и бриллиантовых магистрах, которые делают себе миллионные и миллиардные состояния. А свои конференции проводят на Карибах и Гавайях. Попасть на эти тусовки мастеров должен стремиться каждый сотрудник компании, в том числе и я. Светлана обеспечила меня стопкой брошюр, сумкой с фирменной символикой и за вступительный взнос 300$ – набором чудо-косметики. Теперь она начала обучать меня премудростям работы. Я должна была составить список всех своих знакомых, звонить им, назначать встречи, предлагать, советовать, рассказывать. Мои знакомые тоже захотят изменить свою жизнь, тоже захотят стать богатыми и тоже захотят пользоваться самой лучшей косметикой в мире. И хотя мне этот способ продвижения товаров сразу показался слишком навязчивым, но вышестоящий мастер Светлана убеждала, что это – бизнес. «Хочешь денег, работай, а не рассуждай!». И я работала. У меня очень хорошо получалось продавать эту косметику знакомым и малознакомым, подружкам, родственницам, сотрудницам мужа и женам сотрудников, соседкам и даже продавщицам в универсамах и универмагах. И вот, казалось бы, денежные трудности позади и появилась первая и даже очень приличная прибыль. Но Светлана убеждала, что на пути к вершине нужно не тратить прибыль, а покупать и покупать косметику, подписывать и обучать по 10 человек в месяц. Потому что нужно накапливать баллы, чтобы перейти на следующий уровень и, как приз, бесплатно слетать на конференцию в Турцию. Хотя я уже прикинула, что на деньги, потраченные мной на косметику, можно слетать в Турцию дважды. Да и не факт, что всю эту скупленную продукцию я вообще продам – круг желающих её купить был давно охвачен. Но Светлана без устали твердила штампованными и неестественно оптимистичными фразами: «Настраивайся на успех», «иди к своей мечте», «это твой шанс». Постепенно я начала прозревать. А бизнес ли это вообще или «втюхивание» средненькой по качеству косметики друзьям по баснословной цене? Каша из экономических, психологических и косметических терминов, вдохновляющих штампов, голливудских неестественных улыбок и одинаковых сектантских интонаций стала сначала забавлять, а потом раздражать. И я решила, что это – не мой бизнес и не нужен мне такой миллион. Кстати, через пару лет я видела Светлану в торговом центре, за столиком в кафе она «окучивала» очередную жертву, потрясая перед ней каталогом. Судя по ее внешнему виду, миллион она тоже не заработала. Честно сказать, запасы этой «высококачественной» косметики еще некоторое время «подкармливали» мою семью и с готовностью служили подарками друзьям и близким, когда приходилось неожиданно собраться на день рождения или торжество. А теперь – немного статистики. Сейчас в России официально зарегистрировано более 100 сетевых компаний, а по всему миру более 5000. Занято в сетевом маркетинге более 20млн человек по всему миру и продается порядка 25тысяч наименований товаров и услуг, а совокупный ежегодный товарооборот МЛМ компаний составляет более 100млрд долларов США. В Америке 50% от общего объема товаров и услуг продается через систему сетевого маркетинга, а в Японии – 90%. Говорят, что из 850 тысяч американских миллионеров 20% – вышли из МЛМ. Многие компании с мировым именем (их аж - 500!) такие как Coca-Cola, Avon, Colgate, Zepter, Lipton, Ford, Visa, Gillette, Sharp, Canon, Xerox и другие используют стратегии сетевого маркетинга. Их акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), а предприятия входят в список наиболее успешных и быстроразвивающихся. Комментарий юриста. Сетевой маркетинг – один из способов распространения товаров через дистрибьюторскую сеть. Дистрибьютор – не сотрудник компании, так как не заключает трудовой договор с работодателем. Плюсы такого положения: отсутствие начальников, возможность самостоятельно планировать свой день, быстрый карьерный рост, а также – не нужно ждать повышения зарплаты от государства – этими прелестями очень гордятся сетевики. Но есть и минусы: компания не оплачивает дистрибьютору больничных, отпусков, не отчисляет деньги в Пенсионный фонд. Дистрибьютор подписывает не трудовой, а гражданско-правовой контракт, и сам несет ответственность за исполнение социальных и налоговых обязательств. Законопослушный дистрибьютор должен зарегистрироваться как предприниматель и платить налоги от предпринимательской деятельности. Работать в сетевом маркетинге может каждый, кто достиг 18 лет. Исключение – госслужащие РФ (судьи, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, должностные лица органов госвласти). Все эти люди в соответствии с законом лишены права на предпринимательскую деятельность. Вопрос официальной регистрации распространяемого продукта следует внимательно изучить до подписания контракта. Хотя и в этом случае невозможно обезопасить себя от распространения незаконного или вредного для здоровья продукта. Было много случаев, когда под видом пищевых добавок или средств для похудения продавали ядовитые вещества или наркотические чаи – и это среди разрешенных продуктов. Комментарий психолога. Трудно найти человека довольного своей зарплатой и начальником. Поэтому главный и безотказный лозунг сетевиков: «Хватит работать на дядю, пора работать на себя!» Каждый из нас мечтает о «своём свечном заводике», но открыть свое дело мешают страх и неуверенность. Это второй механизм затягивания в сетевой маркетинг – этот бизнес при небольших вложениях практически не имеет рисков, что и демонстрируют на себе участники пирамиды. Третья ловушка – восторженное описание качеств и уникальности распространяемого продукта. Не последнюю роль в этом играет личность знакомого, желающего помочь. Чтобы не угодить в сеть, не ввязывайтесь в дискуссии о качестве предлагаемого товара или об эффективности самого бизнеса. Не берите каталогов или образцов продукции. Взяв их хотя бы на время, Вы уже почувствуете себя чем-то обязанной. Вам может показаться, что сетевик стремится помочь именно в Вашей проблеме. Но не обольщайтесь, что этот театр одного актера лично к Вам не имеет никакого отношения – сетевик использует одни и те же интонации и фразы для обработки всех потенциальных клиентов. Мой комментарий. МЛМ в Интернете ничем не отличается от сетевой компании в оффлайн – те же методы, те же фразы. Все строится по принципу: «Нагрели тебя – нагрей друга!». Даже не мечтайте оказаться в первых рядах структуры, всё равно в этой погоне за счастьем Вас поджидает разочарование, разрушенные отношения с друзьями и денежные потери. Я не знаю ни одного случая, чтобы в МЛМ кто-то разбогател, кроме самих организаторов пирамид. Но и они обычно заканчивают карьеру не в тех местах на карте, которые презентуют своим сотрудникам. Вспомните «МММ», «Властелину» и множество других. Будьте бдительны! Не попадайтесь на их удочку, а точнее – в их сети! P. S. Думаю, что в комментариях на меня сейчас обрушатся те, кто успешно продает Амвэй, Эйвон и Орифлэйм. Я ни в коем случае никого не хотела обидеть. Это только мой опыт и моё мнение о сетевом маркетинге. Вы можете набивать собственные шишки – это ваш путь и ваше право. Но, поверьте мне, Вас на этом пути ещё ждёт очень много открытий.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru