Союзный закон об аграрной реформе

Союзный закон об аграрной реформе Союзный закон об аграрной реформе предоставлял в распоряжение непосредственному сельскохозяйственному производителю максимум от 25 до 35 га обрабатываемой земли, или соответственно до 45 га общей площади земельного надела. Конкретизация этого общего положения, с учетом природных условий и нужд крестьян в данном районе, проводилась на основе республиканских законов. Согласно закону об аграрной реформе, земля изымалась у крупных землевладельцев, банков, сберегательных касс, хозяйственных предприятий, церквей, монастырей, религиозных организаций, у лиц, непосредственно не занимающихся сельскохозяйственным трудом (торговцев, ремесленников, чиновников и т. д.), а также у крестьян, земельный надел которых превышал установленный законом максимум. В соответствии с законом лицам, не являвшимся земледельцами, мог быть оставлен участок размером 3—5 га, а церквям, монастырям и наследующим землю — до 10 га. Земли сверх установленного максимума изымались за плату (компенсацию) в размере однолетнего дохода, приносимого данным участком земли. Законом разрешалось в порядке исключения предоставление отдельным лицам (владельцам по завещанию) и религиозным организациям (церквям, монастырям), имеющим историческое и культурное значение или являющимся памятниками искусства, земельного надела размером до 30 га обрабатываемой земли и до 30 га леса. Закон предусматривал также и некоторые другие исключения в тех случаях, когда доходы от отдельных земельных участков предназначались для общественно-полезных целей. Претворение в жизнь законоположений об аграрной реформе завершилось к осени 1946 г. Земельный фонд, образовавшийся в результате проведения аграрной реформы и конфискации землевладений врагов народа, составил 1566 млн. га, в том числе: обрабатываемые земли (пашни, сады, огороды, виноградники, луга) — 68,2%, леса и облесенные участки — 24,4, пастбища — 4,8 и необрабатываемые (неплодородные) земли — 2,6%. До конца марта 1948 г. 47,27% земельного фонда, изъятого на основании аграрной реформы, было распределено среди безземельных крестьян и сельской бедноты, в результате чего землю получили 316 435 семей, причем средний надел каждой семьи составил около 2 га. Вместе с землей крестьяне получили также тягловую силу и сельскохозяйственный инвентарь (основные средства производства). Общая материальная помощь составила (в ценах того времени) 1,8 млрд. динаров. Остальные 52,73% изъятой и конфискованной земли предназначались для сельскохозяйственных учреждений и организаций социалистического сектора. Положительное значение аграрной реформы велико и бесспорно. Она до конца ликвидировала остатки феодальных общественных отношений, просуществовавших в стране вплоть до середины XX в., положила конец узаконенной до этого неограниченной возможности эксплуатации чужого труда. Аграрная реформа, наконец, послужила базой для основания и развития социалистических форм сельского хозяйства. В то же время, и это явилось отрицательной стороной реформы, в ходе ее претворения в жизнь произошло дальнейшее дробление земельной собственности. Если в 1931 г. в стране было 1986 тыс. сельских хозяйств, то в 1951 г. это число увеличилось до 2407 тыс. хозяйств, включая сельские трудовые кооперативы и государственные сельскохозяйственные имения, а в 1960 г. оно выросло уже до 2629 тыс. при общей численности сельскохозяйственного населения 12 506 тыс. человек. Но если крупных землевладельцев уже не было, то значительно увеличилось число мелких землевладельцев (с наделом до 5 га), то есть та категория сельскохозяйственного населения, которая без коренного изменения производственных отношений и без кооперирования не могла стать сколько-нибудь значительным производителем товарной продукции. Отрицательное влияние возросшего числа мелких хозяйств на производительность труда в сельском хозяйстве усиливалось к тому же исключительной раздробленностью земельных наделов, которыми владели индивидуальные хозяйства. В конце 1960 г. сельскохозяйственная площадь составляла 10 565 тыс. га и насчитывалось 2629 тыс. единоличных хозяйств, земельная площадь которых была раздроблена приблизительно на 30 млн. отдельных кадастровых участков (парцелл). В первый послевоенный период развития сельского хозяйства страны одновременно с проведением аграрной реформы решалась и важная общественно-экономическая проблема переселения части крестьян из малоплодородных и перенаселенных районов в более плодородные и удобные для ведения сельского хозяйства районы, где для них в соответствии с аграрной реформой была выделена земля и обеспечен средний уровень жизни с перспективой дальнейшего его повышения. Всего переселилось около 60 тыс. крестьянских семей. Основной областью заселения стала Воеводина, а большая часть переселенцев прибыла из прежде отсталых районов страны, главным образом из горных карстовых районов. Из общего числа переселенцев в Бачке осело 50%, в Банате — 32, в Среме — 18%. Относительно больше всего переселенцев, учтенных как прибывших «из остальных областей», было из юго-восточных районов Югославии (районов в верхнем течении Южной Моравы, в верхнем течении Вардара и края Косово и Метохия). В первом периоде началось создание и организация сельскохозяйственной производственной деятельности в учреждениях и на предприятиях социалистического сектора, в который входили сельскохозяйственные имения, хозяйства или участки сельскохозяйственных учреждений и школ, хозяйства несельскохозяйственных учреждений, кооперативные хозяйства (крестьянские трудовые кооперативы, хозяйства других кооперативных объединений), крестьянские хозяйства, состоящие членами трудовых кооперативов. В 1931 г. государственные сельскохозяйственные имения располагали в общей сложности 95 860 га, или 0,7% общей сельскохозяйственной площади, а в 1950 г. государственные сельскохозяйственные предприятия и земельные участки государственных учреждений, общественных организаций и социалистических предприятий (без кооперативных объединений) охватывали 3891 тыс. га, или 24,2% всей сельскохозяйственной площади.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru