Межкомнатные филенчатые двери - О межкомнатных дверях

Межкомнатные филенчатые двери - О межкомнатных дверях Письменные источники оставили сведения о характере некоторых празднеств. К сожалению, только в отдельных случаях приводятся бытовые подробности, которыми они сопровождаются. Общенародным праздником был Новый год — Науруз, который отмечали в день весеннего равноденствия (Михриган). Специально, очевидно, городской праздник устраивался в Пайкенде в 7-й день 4-го месяца. В праздничные дни приготовлялись определенные кушанья. Был один праздник, когда, по словам Бируни, пили «хороший чистый виноградный сок». Некоторые праздники сопровождались ярмарками, устраиваемыми или повсеместно, или же в определенных пунктах. Некоторые были связаны с началом или окончанием земледельческих работ и, вероятно, отмечались только сельскими жителями (Бируни, I, с. 253). Об отдельных обычаях, которые также были связаны с календарными датами, и в первую очередь с Новым годом, мы узнаем из других источников. Так, согласно сообщению китайской хроники, в день Нового года жители Самарканда надевали новые одежды, стригли волосы и бороды. О Самарканде также сообщается, что в связи с Новым годом в нем проводились состязания в стрельбе из лука; заканчивались они тем, что из бумаги с прикрепленной к ней золотой монетой делалась мишень и попавший в монету стрелок объявлялся царем на один день (Chavannes, 1903, р. 133). Народный характер носил праздник в 11-м месяце, сопровождавшийся играми, когда «с бубнами и пляскою просят мороза и забавляются обливанием друг друга водой» (Бичурин, II, с. 310). В отличие от указанных праздников и обычаев, которыми уже давно интересовались ученые, история игр народов Средней Азии — область, почти совершенно не затронутая исследователями. Только шахматная игра привлекла к себе определенное внимание (Орбели, Тревер, 1936). Между тем накопленный в археологии материал, несмотря на общую его недостаточность, говорит о том, что игры занимали в быту населения большое место. Для суждения о характере таких игр в условиях города интересный материал получен при исследовании Пенджикента. С самого начала раскопок почти повсюду в нем стали встречаться бараньи позвонки— астрагалы. В ряде случаев их находили большими скоплениями, до 100 экз. и более. Эти находки позволили высказать предположение, что астрагалы специально отбирались для игры в «альчики», доныне одной из наиболее распространенных детских игр. Предположение это вполне подтвердилось, когда были найдены утяжеленные битки — астрагалы, окованные железными кольцами. В отдельных случаях астрагалы оказались с пробуравленными в центре дырками, очевидно некогда залитыми свинцом. Но едва ли не наиболее интересной находкой является «альчик», отлитый из бронзы, передающий очень точно форму астрагала. Находка эта, насколько известно, уникальна; она выразительно свидетельствует об увлечении указанной игрой. Столь же интересной и показательной следует признать миниатюрную подвеску в форме астрагала, которая была найдена на цитадели Пенджикента в кладе вместе с ценными предметами. Вполне вероятно, что такие подвески были амулетом—приносили удачу в игре. Все это, очевидно, свидетельствует о том, что игрой увлекались не только дети, но и взрослые. О другой игре, сохранившейся до настоящего времени, говорит находка при раскопках одного из парадных залов Пенджикента большого скопления глиняных обожженных шариков величиной каждый с небольшой лесной орешек. Такие шарики сравнительно часто находят во время археологических работ и в других пунктах Средней Азии. О том, для чего они были предназначены, высказывались различные предположения. Им приписывают, например, магическое значение (Толстов, 1946, с. 175). Но в действительности эти шарики несомненно служили предметом игры.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru