Смещение этапов разработки

Смещение этапов разработки Создание АСУ с самого начала проведения таких работ и в дальнейшем осуществлялось, минуя научно-исследовательский этап работ. Между тем объект автоматизации является чрезвычайно сложным, мало изученным и к тому же плохо организованным. Перед тем как приступать к разработке алгоритмов и моделей управления, требовался тщательный анализ, исследование и проработка целого ряда вопросов, не только математических или технических, но и экономических, социальных, организационных, психологических, эргономических и т. д. Согласно регламентирующим документам процесс создания АСУ рассматривался как процесс проектирования с жестким определением сроков разработки, конечных результатов, материальных и трудовых затрат, заданных показателей экономической эффективности и т. д. Вместе с тем это «проектирование» АСУ существенно отличается от традиционного понимания этого термина в электротехнике, машиностроении, строительстве и других областях деятельности, даже когда проектируемые объекты по своей сложности отнюдь не уступают системам хозяйственного управления. Процесс проектирования в традиционном понимании представляет собой однозначно определяемую последовательность действий по созданию проекта. Алгоритм этих действий и составляет основное содержание проектных материалов, которые содержат и методы расчета параметров, и способы конструирования объекта и отдельных его частей, и критерии оценки и т. д. Процессу проектирования в традиционном понимания должны предшествовать научные исследования, эксперименты, опытно-конструкторские работы, анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований, разработка методологии. Всего этого не было в процессе создания АСУ. Разработка методологии была подменена созданием совокупности руководящих инструкций, системы жесткой регламентации, которая на два десятилетия затормозила развитие автоматизации хозяйственного управления. Сейчас это особенно очевидно при сравнении с уровнем, достигнутым в цивилизованных странах. При проектировании любой самой сложной технической системы у проектировщиков всегда имеется цель работы, характеризуемая определенными количественными параметрами (например, спроектировать автомобиль определенной грузоподъемности). Как правило, поставленной цели можно добиться различными способами (например, для увеличения грузоподъемности автомобиля можно увеличить нагрузку на ось, увеличить число осей, снизить собственный вес автомобиля и т. д.), но все возможные способы проектировщикам всегда известны. Им надо лишь определить, какой из этих известных способов будет оптимальным для достижения конкретной заданной цели. Если такие известные способы не удовлетворяют поставленной задаче, значит нужен научный поиск новых способов, но это уже выходит за рамки собственно проектирования. Наличие набора известных, апробированных средств достижения цели и возможность выбора — характерная особенность проектных работ в отличие от научного исследования, когда не только способы достижения цели, но и сама цель может быть неизвестной. При проектировании традиционной АСУ цель работы фактически была неизвестна, хотя формально она, может быть, и была задана (например, увеличить прибыль автоматизируемого объекта, снизить издержки и т. д.). В этих условиях создание и внедрение АСУ, освоение (т. е. просто-напросто израсходование) выделенных в централизованном порядке для этого средств становилось фактически самоцелью, поскольку формальные цели, фиксируемые в задании на проектирование не конкретизировали параметры этой самой АСУ и не определяли путь ее создания. Например, достижение такой цели, как увеличение прибыли торгового предприятия, возможно различными путями: создание и внедрение машинной системы оперативного управления материальными запасами; внедрение эффективной системы стимулирования труда; реорганизация процесса функционирования; повышение цен различными путями; увеличение доли дорогих товаров; увеличение доли дефицитных товаров в товарообороте; снижение издержек обращения; увеличение торговых скидок; увеличение коэффициента сменности работы предприятия; ускорение товарооборачиваемости различными способами "И т. д. Для проектировщиков АСУ все эти и другие возможности отсекались сразу, поскольку этот путь — создание АСУ — был выбран раньше формулирования цели: техническое задание, как правило, разрабатывалось тогда, когда вышестоящими инстанциями уже принято было решение о создании на таком-то объекте АСУ и выделении для этого средств. Если процесс создания традиционных АСУ рассматривать как процесс проектирования, то тогда невозможно оправдать низкую эффективность достигнутых результатов. Не окупались не только капитальные вложения, но и, как правило, эксплуатационные расходы. Необъяснимы оставались неопределенность в сроках выполнения работ низкое качество выполненных разработок, потребность в доработках уже законченных этапов и в совершенствовании уже сданных заказчикам АСУ и т. д. Разумеется, с подобным «проектированием» приходится встречаться и в технике, но там оно заведомо рассматривается как нарушение, как брак в нормальном процессе проектирования технических средств. Л. И. Уварова, исследовавшая подобные ситуации в технике, отмечала: «Недоразвитость и недооценка разработки, отсутствие необходимых условий для проведения полного комплекса работ, обеспечивающих создание образца современной машины, недостаточный технический уровень предприятия, смещение этапов создания технических средств порождают снижение качества выпускаемых технических устройств, удлиняют сроки их разработки, вносят путаницу в процесс их создания». Эти слова полностью относились и к проектированию традиционных АСУ. Смещение этапов в процессе создания АСУ фактически означало подмену целей работы. Вместо декларированной цели (повышение эффективности функционирования автоматизируемого объекта)— другая цель (включение в процесс управления вычислительной техники) и необходимых для достижения этой цели действий. Если бы подобно этому при необходимости принять решение о пополнении запаса ресурса «х», было бы принято решение об уценке ресурса «у», то понятно, что добиться оптимальности управления запасами при такой подмене было бы невозможно.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru