Первые русские тяжелые танки

Первые русские тяжелые танки Первым русским тяжелым танком можно считать колесный танк Н. Н. Лебеденко, построенный в 1917 г. Танк был разработан в 1914-1917 гг. в научно-технической лаборатории Военного министерства инженером Н. Н. Лебеденко при участии профессора Н. Е. Жуковского, конструкторов Б. С. Стечкина и А. А. Микулина. Узлы и агрегаты машины были изготовлены московскими мостостроителями. Частичная сборка единственного экземпляра производилась в манеже у Хамовнических казарм, а окончательная – в июле 1917 г. вблизи г. Дмитрова. В августе 1917 г. во время испытаний танк показал неудовлетворительные результаты по проходимости, и дальнейшие работы были прекращены. В 1923 г. танк Лебеденко был разобран. Танк имел массу в пределах 44 т и представлял собой подобие огромного орудийного лафета с колесами диаметром 9 м. В верхней и нижней башнях размещалось пулеметное вооружение, а в боковых спонсонах — пушечное. В качестве вооружения предполагалось использовать две 37-мм пушки и два 7,62-мм пулемета «Максим». Ведение стрельбы из пулеметов в секторах, перекрываемых ведущими колесами было невозможно. Броневая защита – противопульная. Катаные броневые листы крепились к металлическому каркасу корпуса при помощи заклепок и болтов. На танке устанавливались два карбюраторных двигателя «Майбах» (по одному на каждое колесо) мощностью по 250 л. с. (184 кВт), снятые с подбитого немецкого дирижабля. В 1917 г. Б. С. Стечкиным совместно с А. А. Микулиным была предпринята попытка создать для танка специальный двухтактный дизель, получивший название АМБС (А. Микулин – Б. Стечкин). Но работы дальнейшего развития не получили. Ведущие колеса с тангенциальными спицами имели тавровое сечение. Полки тавра были обшиты деревом и к ним при помощи железнодорожных рессор прижимались два автомобильных колеса, имевших привод от двигателя. За счет трения происходило вращение ведущего колеса с частотой 10 об/мин. Таким образом, имел место своеобразный фрикционный вариатор с передаточным отношением 250 : 1. Максимальная скорость движения танка – 17 км/ч. Для поворота использовалась задняя направляющая тележка с колесом малого диаметра, на которую опиралась кормовая часть машины. Идея трехколесного танка дальнейшего развития в танкостроении не получила, кроме создания в Германии в 1942 г. по такой же конструктивной схеме опытного бронированного 38-тонного каткового минного трала. Попытки создать сверх-танк предпринимались в России и до Лебеденко, но все они оставались на стадии идеи или проекта. Первый проект сверхтяжелого танка был представлен в ГВТУ в начале сентября 1916 г. В. Д. Менделеевым (сыном знаменитого русского химика). В этом проекте содержались передовые идеи, которые были воплощены в реальных конструкциях лишь через 20 – 30 лет. К наиболее интересным особенностям конструкции этого танка можно отнести следующие: - противоснарядное дифференцированное бронирование толщиной 8,70, 120 и 150 мм; - механизм опускания корпуса машины на грунт при ведении стрельбы из основного оружия; - подачу выстрелов на линию заряжания орудия с помощью тележки, оборудованной пневматическим подъемником; - электропривод поворота орудия с броневой маской; - четыре дублирующих поста управления машиной с помощью пневмоприводов; - регулируемая пневматическая подвеска, обеспечивающая изменение клиренса. В качестве основного оружия на танке предполагалось использовать 120-мм пушку Канэ, установленную в носовой части корпуса, а в качестве дополнительного оружия – пулемет «Максим» в выдвижной вращающейся башенке на крыше танка. Подъем и опускание башенки производились с помощью пневматического привода. Боекомплект пушки состоял из 51 выстрела, причем 46 из них должны были располагаться в специальной боеукладке, которая обеспечивала защиту боеприпасов «от случайного огня». В силовой установке машины предполагалось использовать четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 250 л. с. (184 кВт). Для обеспечения движения задним ходом на всех передачах в конструкции двигателя было предусмотрено реверсивное вращение коленчатого вала. Сварные топливные баки общей емкостью 2580 л были расположены в кормовой части машины под полом в изолированных отсеках. Для обеспечения работы пневматических устройств устанавливался специальный компрессор с приводом от двигателя. В проекте предусматривалось применение конусного главного фрикциона с пневматической системой управления, механической коробки передач и дифференциала. Механическая коробка передач обеспечивала четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад. В ходовой части применялась индивидуальная пневматическая подвеска и гусеничный движитель с кормовым расположением ведущих колес. В состав гусеничного движителя входили: две гусеницы шириной 520 мм, двенадцать опорных и десять поддерживающих катков, четыре передних и два задних направляющих колеса, два ведущих колеса. Натяжение гусениц осуществлялось пневмоприводом за счет одновременного продольного перемещения ведущих и задних направляющих колес. Расчетная скорость движения этого танка, имевшего боевую массу 173,2 т, составляла 24,8 км/ч. Была предусмотрена возможность движения танка на большие расстояния по железнодорожным путям своим ходом или с помощью буксирования паровозом. Экипаж машины состоял из восьми человек. Был разработан и второй проект машины, который отличался от первого установкой более мощной 127-мм пушки, наличием двух пулеметных башенок и меньшей толщиной бортовых броневых листов..


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru