Шпионский раввин

Шпионский раввин В Моссаде есть не только тайные агенты и засекреченные операции. В этой организации есть свой раввин. Его задача - давать ответы на галахические вопросы, возникающие в ходе профессиональной деятельности у религиозных сотрудников. У этого знатока закона остается неизвестным широкой публике... Среди множества секретов, связанных с Управлением разведки и особых операций (Моссадом), есть и такой, которого нету других спецслужб: одним из его сотрудников является раввин. Это скрытый праведник, чьи имя и фотография не подлежат обнародованию. С момента основания Моссада, 13 декабря 1949 года, большинство его сотрудников - это люди, ведущие светский образ жизни. Но в последние годы организация приняла на службу также религиозных и даже ультраортодоксальных сотрудников. У этих людей в ходе работы иногда возникают вопросы галахического характера. Именно поэтому год назад в доме раввина Ш. зазвонил телефон, и его пригласили в офис главы Моссада, генерал-майора запаса Меира Дагана. Тот объяснил гостю, что раввины не работали в организации в течение 60 лет, но сейчас в них возникла необходимость. Поначалу раввин ответил отказом. Он опасался, что по роду деятельности ему придется тайно выезжать за границу. Но Даган попросил подумать, перед тем как дать окончательный ответ. Раввин по обыкновению обратился к авторитетным коллегам и попросил у них совета. Они сказали ему, что соглашаться можно только в том случае, если ему предоставят реальные полномочия. После того как Ш. заверили, что в галахических вопросах его слово будет определяющим, он согласился - свою должность он занимает уже около года. Он выставил главе Моссада важнейшее для себя условие: раввин должен иметь возможность при толковании сложных случаев консультироваться со знатоками Галахи. Было согласовано, как это делать конкретно, чтобы не происходило утечки государственных секретов. И теперь Ш. действительно, столкнувшись с непростыми вопросами, обращается к другим искушенным толкователям еврейских законов. Это очень авторитетные в религиозной среде люди: Яаков Ариэль - главный раввин Рамат-Гана и руководитель городской военной иешивы, считающийся сторонником религиозно-сионистского лагеря, раввин Ицхак Зильберштейн из Бней-Брака - видный деятель ультраортодоксального иудаизма литовского направления, а также раввин Йегошуа Нойбират - автор труда о правилах соблюдения субботы. Смелое решение После десятилетий профессиональной работы без участия раввинов выяснилось, что в деятельности Моссада нередко возникают проблемы галахического характера. Один из вопросов, с которым обратились к Ш., был связан с работой офицеров по вербовке (ОВ). Часто агент, которого убеждают работать, называя крупные суммы денег или применяя другие «аргументы», вообще не в курсе того, что работает на Израиль. Иногда он полагает, что сотрудничает со спецслужбами той или иной великой державы. Чаще всего ОВ встречается с агентом за рубежом в многолюдных местах вроде кафе, ресторанов или вокзалов. Обычно в таких заведениях не подают кошерную еду, лицензированную раввинатом. Так что же делать офицеру? Если он откажется от еды или начнет привередничать, у его визави могут возникнуть подозрения. Значит, есть придется все подряд. Оправдывает ли цель средства? Вправе ли придерживающийся еврейских традиций ОВ есть не кошерную пищу ради выполнения задания? К сожалению, мы не можем процитировать здесь галахическое постановление раввина Ш. по этому поводу, ибо оно засекречено... Другой вопрос возникает как в Моссаде, так и в армейском спецназе. Мать солдата знает, в какого рода части служит ее сын, но характер его деятельности скрыт от нее, равно как и то, что эта служба связана с риском. Иногда израильская мать, читающая газеты, по косвенным деталям может предположить о том, что ее сын участвовал в сложной операции далеко от родины. Только тогда она понимает степень опасности службы своего сына. А как ему общаться с родителями, вправе ли религиозный молодой человек лгать им? Проблема становится еще более деликатной, когда агент собирается жениться. Жених не имеет права говорить невесте о роде своей службы. Но с галахической точки зрения, если ее опасный характер выявится уже после заключения брака, когда новобрачная узнает, что может овдоветь в любой момент, это может быть причиной для расторжения брачного договора и выплаты компенсации - как и в случае, если жених скроет от невесты физический порок или тяжелое заболевание. Раввин, который выносил заключение по этому вопросу, подготовил длинное и аргументированное галахическое постановление. Он разрешил жениху сказать невесте правду, но не всю правду. То есть он может поставить ее в известность о том, что его служба опасна и трудна, но не называть подразделение, в котором служит, и не сообщать о сути выполняемых им задач. Поступают и вопросы об использовании мобильного телефона по субботам. Согласно раввинским инструкциям, служащие особых подразделений могут носить его при себе в субботу, но делать это надо не совсем обычным образом. Если батарея телефона сядет до исхода субботы, можно ее подзарядить. Можно и переводить телефон из режима вибрации в режим звонка, даже во время пребывания в синагоге. Но нельзя отключать звук даже в синагоге, поскольку работа в спецслужбах связана порой со спасением жизни людей. Есть у раввина Ш. и более привычные обязанности, как у армейского или полицейского раввина: он следит за кошерностью кухни, руководит синагогой в помещении штаба и проводит церемонии свадеб, похорон и поминок. Раввину Ш. под шестьдесят лет. Он - потомок евреев, выживших в Катастрофе, его семья приехала из Венгрии вскоре после образования государства. Дед и бабка раввина погибли в Освенциме. Ш. служил в армии, сочетая это с учебой в военной иешиве. Во время Войны Судного дня он был командиром танка. После увольнения в запас некоторое время работал учителем, затем вернулся в ЦАХАЛ и окончил курс армейских раввинов. В течение 27 лет он служил на этом поприще, достигнув поста главного раввина военного округа. Во время Первой ливанской войны Ш. проявил недюжинную смелость, постоянно перемещаясь между частями для оказания личному составу религиозных услуг. 10 октября 2005 года в офисе начальника Генштаба Дана Халуца обсуждалось очередное назначение на должности армейских раввинов. Тогдашний главный раввин ЦАХАЛа Исраэль Вайс предложил кандидатуру Ш. на пост главного ответственного за кашрут вместо увольнявшегося в запас полковника М. Но начальник Генштаба сомневался, особенно после того, как начальник Управления кадров генерал-майор Элиэзер Штерн, который сам соблюдает традиции, сообщил, что дети раввина стали учащимися йешив и отказались от военной службы. Халуц отклонил предложенную Вайсом кандидатуру и назначил на должность другого человека. Раввин Ш. дослужил два года в звании подполковника и вышел на пенсию. Его старший сын, кстати, призвался в армию и служит в военном раввинате. На церемонии, посвященной уходу Ш. в отставку, о раввине было произнесено немало теплых слов со стороны обладателей больших звезд на погонах. 16-летний армейский стаж и высокое мнение командиров о деятельности Ш. в конце концов привели к тому, что Моссад пригласил на работу именно его. «Серая зона» Раввин Ш. потерял одного из детей, правда, не на войне, а в ДТП. Парень ехал на Мертвое море на мотоцикле и столкнулся с грузовиком. Семейная трагедия не сломила Ш. Напротив, после того как это произошло, он получил одну из самых важных должностей в своей карьере раввина - по распоряжению бригадного генерала раввина Вайса он занялся разработкой галахических постановлений, касающихся работы с высокотехнологичным армейским оборудованием по субботам, и с честью справился с непростым поручением. В течение трех лет Ш. занимался разработкой ручек, компьютерных мышей, клавиатур, ворот и даже кранов и писсуаров, работающих от датчиков. Все эти устройства давали возможность пользоваться ими, не нарушая традицию. Эти разработки решили проблемы, связанные с «серой зоной» иудаизма, когда невозможно уверенно говорить о спасении жизни людей. Скажем, когда охранник на КПП открывает ворота прибывшему на базу генералу, он не знает о цели прибытия начальства - то ли оно собирается отдохнуть после трудов праведных, то ли прибыло на важное совещание, имеющее отношение к спасению человеческих жизней. Понятно, что когда речь идет о решении сугубо военных задач, это отодвигает субботние табу, а разработки раввина для автоматического открывания дверей относятся к «серой зоне», где не все так ясно. Ш. быстро находил разрешение и иных галахических дилемм в армии. Уставные документы, написанные в период, когда главным раввином армии был еще Гад Навон, запрещают внесение печени в армейские кухни в любом виде. Но однажды по ошибке на одну из баз от поставщика прибыла партия куриной печени. Начальник кухни распорядился приготовить ее без предварительного обжаривания, целью которого является удаление остатков крови. За час до того, как блюдо попало на солдатский стол, об этом стало известно Ш. Он немедленно прибыл, выкинул печенку в мусор и закрыл кухню на сутки для восстановления кошерности. Такая же решительность отличает его и на новой должности раввина разведслужбы. Хотя на весах лежат не только проблемы кашрута, но и вопросы безопасности государства. «Едиот ахронот», перевел Даниэль Штайсслингер


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru