Хайп, как попытка монетизации «троллинга»

Хайп, как попытка монетизации «троллинга»

Скорее всего, дело было так – люди подросли, стали внешне солидными дядями и тётями, а приобретенная с начала 2000-х годов (а то и раньше!) привычка к троллингу – осталась. А еще люди эти люди чуть поумнели, и подумали – глупо, конечно, троллить людей запросто так. Вот если бы денежки за это получать!

Разумеется, касается это людей, которые трудятся во славу трехголового Змея-Горыныча, и три головы его суть – реклама, пиар и маркетинг. Оставалось дело за малым – убедить бизнесменов в том, что немалая часть успеха зависит от того, насколько громко и часто о них будут говорить.

Чтобы о бизнесе говорили хорошее – надо, конечно, постараться. Дело это сложное, и часто неблагодарное. Шума от него мало. А на шум – идет «рыба», то есть клиент, так считается. И какая разница, по какому поводу он возникает? Какая-то часть бизнеса в это поверила, и, посмотрев на эту часть, стал подтягиваться и остальной бизнес. Не весь, конечно, но…

Так появился коммерческий хайп, которым поначалу усиленно страдали провинциальные рекламные агентства, а родоначальником у нас считается Герман Стерлигов с его знаменитым слоганом из 90-х годов: «Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики!» После прочтения такого у всех потенциальных «клиентов» внутри появлялось раздражение, негодование, на котором собственно и держится хайп, да и троллинг. В старом русском языке это состояние называлось «горделивым самовозбешением».

В идеале, конечно, адекватного человека не должны раздражать такие вещи. Какая разница, какие именно «гробики» привиделись тому или иному человеку? Это чисто его проблема. Но, мы, люди, существа несовершенные, и… часто активно реагируем на такую лабуду. Между тем, представители рекламы, пиара и бизнеса, после очередной акции, бегут с бумажками к руководителям, и кричат: «Посмотрите на цифры. Какая бурная реакция! О вас теперь все говорят!» И руководитель смотрит, и говорит – да, ребята, вы молодцы! Но мы все равно недотягиваем. Вам надо активнее работать. Надо переплюнуть актера Панина, и надо стремиться, чтобы о нас говорили не меньше, чем о Джигурде.

И вот тут возникает логичный вопрос: «Действительно ли бизнесу неважно, что о нем говорят?» Потому что хайпить людей – дело, для кого-то, может и приятное, а вот когда начинается обратный процесс, то сразу говорят о репутации, подают иски в суды. Вырисовывается очень неоднозначная ситуация. То есть стыд, как получается, у людей еще остался. А еще некоторые бизнесмены, мимоходом, читают иностранные книжки, о бизнесе, и находят там странные цитаты от признанных «динозавров» коммерции, и задумываются. Ну, вот есть мнение в старой бизнес-среде, что «Клоуны – ребята хорошие и веселые. Над ними можно посмеяться. Но вот когда вопрос касается денежных дел с ними, то тут лучше воздержаться». И воздерживаются.

Да и люди – подсознательно стараются не пользоваться услугами, и не приобретать товары у тех, кто с улюлюканьем пытается опустить их ниже плинтуса. Ну, если в голове – не полный хаос, конечно.

Долгосрочной перспективы у хайпа – нет. Есть мода, есть тренд. Проблема еще и в том, что такой подход требует постоянного повышения «градуса». Каждая последующая кампания, акция должна быть хлеще предыдущей. Иначе, уже не будет цеплять. Некоторые заходят в этом далеко, за грани. Не видят, как говорится, краев. Потом – извиняются. Снимают рекламу, плачут о потраченных бюджетах. Самые умные стараются не переходить черту, но и «говорят» о них, по итогам, куда меньше.

Представляю, как многие активные сторонники хайпа сейчас завидуют мальчику Коле из Уренгоя. За пару минут выступления – всю страну на уши поднял. А сам мальчик Коля, уверен, совсем и не рад этому. И плохо, если найдутся, «умные» люди, которые посоветуют ему «монетизировать» эту ситуацию. Ну, кататься по ток-шоу, завести видео-блог и т. д. Просто… Ну а потом-то что?

Пишу это потому, что вижу неподдельный интерес к этому явлению в самых разных кругах. Хайп никуда не уйдет, конечно, потому что очень уж мы несовершенны, и готовы реагировать на различные провокации. Но, может, есть смысл попробовать? Один раз, а потом другой. Сэкономить энергию, или даже нервы. Многие ведь уже научились «не кормить» троллей, так ведь и не реагировать на хайп – ничуть не сложнее. Дело тренировки. Разумеется, этот совет не для тех случаев, когда в вашем подъезде живет супер-крутой хайпер, который в три часа ночи ставит на уши весь подъезд своими пьяными криками. Это ведь тоже хайп, да? Только чуть другого формата


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru