День рождения "Солнечного Змея"

День рождения "Солнечного Змея"

Через два дня повсеместно будет отмечаться День смеха. Для простых людей - повод для шуток и розыгрышей. Для юмористов и сатириков - профессиональный праздник, имеющий к тому же государственный статус. Армянские художники-карикатуристы отмечают его проведением ежегодной отчетной выставки. В этом году выставка будет особенной - при содействии Министерства культуры, Союза художников Армении в рамках мероприятий "Ереван - всемирная столица книги" Ассоциация армянских карикатуристов получила право на проведение первого в стране Международного фестиваля рисованного юмора "Солнечный Змей".

Тема, естественно -"Книга" и все, что с ней связано. Программа и условия участия в фестивале были размещены в Интернете. Реакция международного сообщества мастеров сатирической графики не заставила себя ждать, и в оргкомитет фестиваля по электронной почте стали слетаться работы со всего света - от Австралии до Бразилии, в общей сложности поступило около 2000 рисунков из 50 стран. Абсолютный рекорд по числу участников у Ирана -66, далее Китай -33, затем Россия -17. Оргкомитету предстоит непростая задача отобрать лучшие рисунки. Так что "библиотека" "Солнечного Змея" обещает быть веселой и интересной.

К сожалению, сегодня карикатура утратила свою роль и значение в нашей жизни. А ведь она является популярным жанром печатных СМИ, одним из сильных факторов воздействия на читателей. Исчезли со страниц печатных изданий многочисленные "Уголки юмора" и юмористические разделы типа "НОС"-а журнала "Литературная Армения". Единственный в стране сатирический журнал "Возни" дышит на ладан. Газеты неохотно публикуют авторские карикатуры, предпочитая перепечатывать их из московских изданий. А, к примеру, в соседнем мусульманском Иране издается несколько сатирических журналов, и градус смеха в них довольно высок. Но ведь и у нас были традиции.

До конца 60-х годов прошлого века рупорами сатиры и юмора были издания типа всесоюзного, издаваемого миллионными тиражами журнала "Крокодил". В Армении таким был журнал "Возни". Рисунки в них были иллюстративны и часто сопровождались многословной "поддержкой" сюжета. Там работали карикатуристы, считавшиеся профессионалами. Непрофессионалы помещали свои рисунки в юмористических разделах различных газет и журналов. Это были молодые люди с чувством юмора - архитекторы, научные работники, инженеры, журналисты. Их работы обладали безусловной новизной и оригинальностью. Именно с их подачи получил у нас широкое распространение жанр "юмор без слов", классиком которого является американский график Сол Стейнберг. Жанр этот интернационален, не нуждается в переводе, понятен всем, поскольку обращается к общечеловеческим категориям. Следовательно, может стать предметом экспорта.

Попытка объединить разрозненные усилия армянских карикатуристов была предпринята в середине 70-х годов, когда при одобрении и поддержке ЦК ЛКСМ Армении начал функционировать Клуб ереванских карикатуристов. Группа молодых юмористов, вдохновленная примером "Клуба 12 стульев" "Литературной газеты", на своих коллективных выставках явила новое и современное понимание юмора. Юмора умного, далекого от дешевого зубоскальства и мелкотемья. Возглавил клуб журналист Юрий Акопян. Этнограф Левон Абрамян, дизайнер Рубен Арутчян, архитектор Арутюн Чаликян, художник Ашот Баяндур и другие члены клуба установили связи с коллегами из других регионов Советского Союза -- "Красной Бурдой" из Свердловска, Клубом крымских карикатуристов, художниками Москвы, Ленинграда, Прибалтики. Результатом этих связей стали совместные выставки. Работы членов клуба можно было увидеть на страницах всесоюзных печатных изданий -- "Смене", "Книжном обозрении", "Неделе", в сатирических журналах союзных республик. Тогда же армянские карикатуристы и вышли на международный уровень.

Здесь надо отдать должное известному московскому художнику, лауреату многочисленных международных конкурсов Михаилу Златковскому, который на первых порах очень помог ереванским коллегам с адресами и условиями участия в разных конкурсах. С тех пор фамилии ереванских карикатуристов замелькали в списках участников и лауреатов престижных международных юмористических мероприятий. Участие в них повысило уровень армянской карикатуры, придало ей парадоксальность и остроту.

Надо заметить, что в мировой карикатуристкие армянские фамилии уже присутствовали. Чик Дамадян и его сын Арам - из Румынии, Рене Овивян - из Франции, Ишхан Никохосян - из Болгарии. А новый "десант" армян представлял одну республику большой страны. Венцом деятельности Клуба ереванских карикатуристов стала проведенная в декабре 1986 года в Ленинакане первая в Армении Всесоюзная выставка рисованного юмора, в которой приняли участие около ста художников из семи республик СССР. Она же стала и итогом его деятельности, поскольку вскоре стало не до смеха - рушилась страна.

Армянские карикатуристы вновь собрались вместе уже в нынешнем столетии. Созданную Ассоциацию армянских карикатуристов возглавил художник Сукиас Торосян, более известный под псевдонимом Тото. В нее вошли как известные мастера веселого жанра старшего и среднего поколения - Цолак Гандилян, Самвел Абгарян, Араик Оганян, Давид Казанчян, ныне покойный Георгий Яралян, так и молодые, но уже уверенно заявившие о себе Агнесс Авагян, Арсен Торосян, Алиса Малоян. Вошли в Ассоциацию и бывшие члены Клуба ереванских карикатуристов. В том числе и те, кто покинул страну. Возобновились традиционные первоапрельские выставки, проводились тематические конкурсы карикатуры, персональные выставки. Ассоциация поставила цель: не только объединить художников страны, но и привлечь к работе карикатуристов диаспоры. Первым успешным проектом стала совместная с армянскими карикатуристами Ирана выставка в Тегеране. Иранская сторона издала большим тиражом альбом "Армянская карикатура", куда вошли работы участников выставки. В планах Ассоциации и другие акции. Однако есть большая проблема, и заключается она в отсутствии поля деятельности художников - печатных изданий, где не только раз в год, но и периодически отражалась бы работа и достижения армянских карикатуристов. Это во многом бы активизировало в обществе интерес к "веселому цеху" и создало бы рабочие места для его авторов. Ведь есть потенциал, есть два десятка художников - хороших и разных, есть связи с армянскими карикатуристами диаспоры, нужна лишь поддержка. Попытка выпуска юмористического журнала "Ергиц", предпринятая, захлебнулась уже на старте по финансовым причинам.

Сегодня едва ли не все члены Ассоциации армянских карикатуристов являются лауреатами и дипломантами престижных международных конкурсов. Их работы публикуются в каталогах и прессе по всему миру, помещаются в экспозициях музеев, демонстрируются на передвижных выставках. Их можно видеть в Интернете, где появилась и страничка Ассоциации.

Ежегодно в мире проводятся десятки юмористических конкурсов и фестивалей. География их довольно обширна: Италия, Бельгия, Южная Корея, Румыния, Бразилия, Россия, Китай, Турция, Иран, Польша и даже Азербайджан... Они проходят при большом стечении народа. Победители и лауреаты награждаются солидными денежными призами, дипломами, медалями, ценными подарками. Похоже, девиз Габровского юмористического фестиваля "Мир уцелел, потому что смеялся" можно распространить на все страны. Сегодня Армения делает первую заявку на то, чтобы обрести статус еще одной юмористической столицы мира. И "Солнечный Змей", хочется верить, получит постоянную прописку в солнечном Ереване. Вместе с "Золотым абрикосом". И потому, как говорил тот самый Мюнхгаузен, улыбайтесь, господа, улыбайтесь. И ждем вас 1 апреля в Доме художников.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru