Вездесущий конформизм, или “Да здравствует Муха-цокотуха”…

Вездесущий конформизм, или “Да здравствует Муха-цокотуха”…

С нонконформизмом мы уже вроде бы разобрались, а вот конформизм остался у нас в тени. Что же, осветим и его…

Как его только не называли-обзывали: и болезнью общества, и ядом, поражающим неокрепшие умы, и защитной формой поведения, позволяющей сливаться с толпой.

Ясно одно: конформизм — это невозможность противостоять мнению авторитетов.

Экспиремент Стенли Милгрэма, называемый также тестом Эйхмана, тому подтверждение.

Эксперимент Милгрэма

Психолог Стенли Милгрэм из Йельского университета в 1963 году описал эксперимент, опубликованный в статье “Подчинение: исследование поведения”, а позднее, в 1974 году, в книге “Подчинение авторитету: экспериментальное исследование”.

Как ясно из названия статьи и книги, эксперимент был посвящен выяснению границ подчинения испытуемыми авторитету. Цель теста была показать и доказать, насколько сильно в нас укоренена важность, первостепенность подчинению авторитетам, начальству, что даже причинение страданий другим, невинным людям, входящее в наши должностные обязанности, не способно отвлечь от выполнения “рабочего” плана. Несмотря на внутренний конфликт испытуемого и муки “жертвы”, настойчивость командира возобладала в подавляющем количестве случаев испытаний.

Если кратко передать суть эксперимента, то она заключалась в следующем: “начальник”, исследователь-авторитет, одетый в белый халат, приказывал “подчиненным” задавать вопросы “жертве” (на самом деле актеру, но “подчиненный” об этом не знал), при неправильно ответе — “жертву” ждал удар током, с каждым новым неответом напряжение тока увеличивалось с 45 до 450 вольт. Перед началом эксперимента “подчиненный” (учитель) зачитывал “жертве” (ученику) правильные ответы, список ассоциативных пар слов, затем, при проведении теста, “жертва” (актер, ученик) должен был выбрать правильный ответ, соответственно, если он выбирал неверный ответ — его ждало наказание. Актер после достижения дозы 300 вольт начинал стучать в стену и молить прекратить эксперимент, но “начальник” настаивал на продолжении экзекуции. Ни актер, ни авторитет не употребляли и избегали оскорблений, личных обращений, только общие фразы: целенаправленно требующие продолжения сеанса, несмотря на боль и мучения — в случае надзора начальника; и остановки правдоподобного “театра” в случае испытаний актера. После разряда 300 вольт “ученик” обычно притихал, но даже несмотря на это, большинство испытуемых продолжали выполнять команды авторитета.

В итоге до конца, несмотря на “страдания” ученика, подчиняясь давлению экспериментатора, дошли 65 % испытуемых (26 из 40 человек); из 14 “подчиненных”: лишь 5 “учителей”, 12 % испытуемых, остановились на отметке 300 вольт; на напряжении 315 вольт вышли из эксперимента 4 испытуемых, 10 %; 2 человека, 5 %, отказались от дальнейшего проведения теста на отметке 330 вольт, еще трое человек на более высоких показателях напряжения.

Милгрэм ставил целью проводимого теста понять, что двигало людьми, конкретно немецкими гражданами, во время правления нацистской идеологии, когда немцы собственноручно участвовали в уничтожении миллионов беззащитных, безвинных людей в концлагерях.

“Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее, он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался”.

— Милгрэм, 1963, статья “Подчинение: исследование поведения”.

Эксперимент и данные, полученные в результате его проведения, по мнению Милгрэма, свидетельствуют о “чрезвычайно сильно выраженной готовности нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета”.

Великая сила власти…

Вот как пойти против влияния авторитетов, когда даже в Библии, священной книге народов, написано: “Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро…” (1-е Петра 2:13)?

И много других спорных моментов… Тот же Закон Божий гласит “не убий”, “возлюби ближнего как самого себя”. Но поскольку у нас не проповедь, глубоко заходить не будем.

Неоднозначное преподнесение истин за счет не вникания в суть вещей делает нас рабами собственных же догм. Мы часто думать боимся, не говоря уже о том, чтобы не испугаться пойти против властей.

Конформизм — даже не отказ от протеста, когда очевиден провал пути, а неспособность к выбору, нет, неверие, не желание открыть глаза, слепота при здоровом зрении. Страх гнева “вожака” стаи, существующий и проявляющийся на животном уровне. А, как известно, все инстинкты — необузданная стихия, стихия — это смерч, ураган, топот…

“Муха, Муха-Цокотуха… Позолоченное брюхо!”

Такой вот простой пример проявления конформизма, описанный в сказке Корнея Чуковского “Муха-Цокотуха”. Все букашки, козявки пришли на День Рождения к Мухе-Цокотухе, подарки принесли. Но вот, как только какой-то паучок Муху в уголок поволок, все друзья Мухины спрятались по углам да щелям. Типичный конформизм, чем Вам не эксперимент Милгрэма? Муха кричит, просит помощи, но всем страшно, никто не решается ее спасти…

А кто же решился-то совладать со злодеем? Кто зарубил паука саблей? Комарик! Маленький нонкорфонист-комарик! Смелый пассионарий, не побоявшийся разорвать стереотипы общества, он в должной мере получил награду в итоге: и паука победил, и муху замуж взял. Слава, слава комару, победителю!

А что делать с букашками-то, выползшими из-под лавок и жаждущих продолжения банкета? Да простить их надо… Что еще с милыми, беззащитными конформистами сделаешь… И вот уже все дружно празднуют Мухо-Комаринную свадьбу.

Вывод из сказки какой напрашивается: комарик — обычный, мелкий представитель насекомых, вся его сила — была в запале, вдохнул и, повезло, победил…Выдохнул. Мелкий комар. Возможно, конечно, он любил Муху…

А мы… Взрослые, адекватные люди под давлением авторитетов, в большинстве, не способны разорвать тесные оковы конформизма. И готовы причинять боль другим, лишь бы не страдать самим и лишь бы не сойти с пути послушания командам лидеров. Не все. Есть еще, надеюсь, среди нас Комарики.

А букашки, паучки, бабочки, козявочки — что с них возьмешь, ну да, такие как все, ну не смелые, трусливые.. Сказка учит нас еще и не обижаться на таких вот букашечек-милачешек, принимать их, прощать, дружить с ними, потому что откуда Вы знаете, не одна/один ли Вы из них?


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru