Ханака

Ханака

Ханака, текке или текке - гостиницы прошлого и настоящего из мусульманского мира. Сегодня их можно сравнить с проживанием в современной гостинице, где можно найти все удобства для проживания и хорошего отдыха. Именно сегодня туристы едут чтобы получить комфортный отдых, с морем, с пляжами, с развлечениями которые мы сегодня понимаем как отдых в Благовещенской. А вот "туристы" мусульманского мира, именовавшие себя дервишами ли факирами, довольствовались в ханаке лишь кровом и питанием.

В VI-VII вв. арабский мир значительно изменил карту мира. После смерти пророка Мухаммеда в результате обсуждений и споров был избран сподвижник и тесть пророка Абу Бакр. Он был по профессии купцом как и сам пророк. С этого момента арабский мир переживал еще долгое время разногласия. В разных областях аравийского полуострова Абу Бакром были жестоким образом подавлены многочисленные восстания и выступления.

С одной стороны военный и агрессивный характер арабских армий был вызван сложной обстановкой внутри страны с одной стороны. А с другой стороны из-за того, что как таковых разграничений по странам не было, то усмирительно-завоевательные походы простирались на значительные расстояния от Мекки и Медины.

В этот период и начинается война между арабами и Византией, которые в свою очередь были политически и экономически значительно ослаблены продолжительной войной с Ираном. Для войны с Византией были объединены под зеленым флагом Ислама усмиренные племена аравийских бедуинов. С образованием объединенного арабского халифата в новую этническую палитру арабов были привнесены также и христиане, иудеи и зороастрийцы, за которыми сохранялось право поклоняться своим богам, но политически не имевшими никакого влияния. Во многих завоеванных арабами странах арабы навязали свою культуру. В некоторых странах процесс арабизации сильно замедлился или вовсе принял иную форму вплоть до ассимиляции арабов под эти культуры. Терпимость по отношению к христианам, иудеям и зороастрийцам сохранялась вплоть до середины IX века.

Возникновение ханака

Если при первых двух халифах не происходило никаких важных политических и религиозных изменений или реформ, то при третьем халифе Османе наблюдается целый ряд важных изменений. Высшая власть передается в руки родственников халифа, а военная власть в руки племенных вождей, связанных родственными узами. Устанавливаются основные правила ислама, такие как канонизация корана, сунна, закладываются основы шариата.

При столкновениях двух разных миров, цивилизаций, культур и религий, как это происходило при арабских завоеваниях, неизбежно возникают различного рода перетекания одного явления в другое. Это хорошо видно на примере возникновения ханаки в арабском мире. Вместе с мощными политическими изменениями в арабском мире, происходят и религиозные. Социальное неравенство и неудовлетворенность крестьянских масс привело к восстаниям практически во всех завоеванных арабами землях. В самом исламе также не было единства на тот момент, так как присутствовало множество сект и направлений, отражавших политическую нестабильность правящей власти.

Одним из таких направлений был суфизм – вобравший в себя различные проявления мистического учения христианского аскетизма и неоплатонизма. Многие культовые сооружения, применявшиеся монахами в качестве обители, стали с успехом использоваться и приверженцами суфизма, называемыми на арабских языках факирами, а на персидских – дервишами.

Первые ханаки были простыми помещениями, но с развитием ислама им стало уделяться больше внимания как культовым сооружениям. Изначально в качестве ханаки мог быть обычный дом суфия-мастера, где могли жить отшельники или его ученик. Но со временем для этих целей были построены отдельные помещения или даже целые комплексы. Ханака могла быть построена в центре города, на его окраине или за городом у места захоронения святого или влиятельного религиозного лица.

В отличии от христианских монастырей, где обитель монахов располагалась внутри монастырского комплекса, ханаки строились в мусульманском мире как отдельное здание. Здание ханаки могло быть как отдельно только лишь для совершения ритуалов и проживания или могло быть совмещено с медресе, мечетью и мавзолеем святого лица или основателя.

В геометрическом плане это бывает прямоугольное здание большим купольным помещением в центре. Ритуал медитации, когда многократно упоминается молитва в прославлении Бога называется зикр. Поэтому и это купольное помещение называется зикрхона.

С внешней стороны ханаки располагались помещения для проживания дервишей - худжры. Эти помещения были как правило небольшими, достаточными для размещения в них на ночлег 2 - 3 человек. Размер худжр, как и размеры ханаки зависели от состоятельности основателя, его финансовых возможностей и официального положения.

Внешняя сторона со стороны портала ханаки может ничем не отличаться от мечети, медресе или караван-сарая. Входной портал обычно строится как и многие постройки мусульманского мира по тем же самым принципам – приглашение войти, возвышение над входом, украшение здания, содержание. Именно по порталу, а не по внешней форме, порой можно узнать, что это здание относится к ханаке. На портале должны быть надписи упоминающие не только имя владельца или основателя, год постройки, наименование здания, имя мастера, но и соответствующие для обители изречения.

По высоте ханака может быть одно - или двухуровневым зданием. Чем важнее лицо, на деньги которого строится ханака, тем больше по размерам и по высоте оно может быть. Построенная правителем ханака, не может быть ниже последующих построек. По крайней мере пока этот правитель жив и правит.

Ханака - это купольное сооружение и с внешней стороны можно увидеть купол зикрхоны. Если в ханаке имеется внутренний дворик, то по примеру многих медресе он имеет прямоугольную форму и четыре небольших портала. Нередко во внутреннем дворе, при наличии достаточного места, строится водоем – хауз.

Процесс проживание, заселения и ухода из ханаки были предельно упрощенными. Приходящие вместе с караванами дервиши селились в ханаке при наличии в ней места. По сообщениям Арминия Вамбери, который совершил свое путешествие в Бухару в 1868 году под видом дервиша, можно узнать, что дервишу не нужно было искать себе приюта, потому как много людей хотели бы, чтобы дервиш посетил именно их жилище. Если в при ханаке имелось еще и жилище шейха, который в суфизме выполнял главную роль наставника и мастера, то заселение могло быть только при после беседы с ним и при его согласии.

Финансирование ханака

Построенное на средства правителя ханака поддерживалась за счет его финансирования. Но часто владелец менялся, если оно дарилось и предавалось во владение духовенства или если происходила смена власти. Ханака принадлежащая каком-нибудь ордену финансировалась из казны этого ордена, которое в свою очередь получало пожертвования во время заката или время от времени от посещающих этот орден мусульман.

По причине недостаточного и нерегулярного финансирования во многих ханаках стали использовать практику получения доходов от ремесленного производства. Так в некоторых ханаках Турции, Индии, Пакистана и стран Балканского полуострова при ханаке могли находиться мельница, магазин или ремесленная мастерская.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru