СИТУАЦИЯ ТЕМА НОМЕРА ПОЧЕМУ ТАК БЫСТРО ДОРОЖАЕТ ЖИЛЬЕ?

СИТУАЦИЯ ТЕМА НОМЕРА ПОЧЕМУ ТАК БЫСТРО ДОРОЖАЕТ ЖИЛЬЕ?

Средства массовой информации сообщают о возможности проведения в Челябинске выездного заседания Госсовета, в котором примет участие президент России Владимир Путин. Тема – обсуждение программы по увеличению строительства жилья и его доступности для населения. Со специальным докладом на заседании выступит наш губернатор Петр Сумин. Накануне этого события мы решили посмотреть, что делается сегодня в самом Челябинске городскими властями. Наша мэрия любит говорить о том, что Челябинск входит едва ли не в пятерку крупных городов по объемам вводимого в эксплуатацию жилья. Это – миф. Согласно официальным данным статистики (по итоговым показателям с января по ноябрь 2004 года), из 11 городов-миллионников хуже нас дела обстоят только в Омске и Самаре. Опять же по официальным данным, в 2003 году в Челябинске было сдано в эксплуатацию 336 тысяч квадратных метров жилья, в 2004-м – 357 тысяч. Не является секретом, что почти 70 процентов – это наиболее «дешевое» жилье в панельных домах. И при этом за последний год цена квадратного метра в городе выросла почти на 40 процентов! Из-за чего это происходит? Может быть, не хватает строительных мощностей? Ничего подобного. Проектная мощность одного только ЖБИ-1 – 350 тысяч квадратных метров в год. Да еще завод КПДиСК. Значит, проблема в другом. Не происходит ли умышленное создание дефицита при выделении городскими властями земельных участков под строительство. Не потому ли такими бешеными темпами дорожает жилье, что очень ограничен круг допущенных к строительству жилья. Никто до сих пор не слышал о проведении в городе открытых конкурсов на получение земельных участков под застройку. Сложившаяся в городе система обязательных отчислений жилья строительными организациями во внебюджетный фонд нашего градоначальства – это вообще уникальная схема, которая жизнеспособна лишь до первой серьезной комплексной прокурорской проверки. До недавнего времени строители отчисляли в этот фонд до 16 процентов от вводимого в строй жилья, с августа прошлого года действует другая «вилка» – от 10 до 20 процентов. Несложно подсчитать, что за последние два года эти отчисления должны составить более 100 тысяч квадратных метров, то есть две тысячи стандартных двухкомнатных квартир (или 50-60 тысяч квадратных метров жилья в год). В то же время газета «Уральские общественные ведомости от 6 января 2004 года сообщает, что в 2003 году город выделил 215 квартир для работников бюджетной сферы. Возникает резонный вопрос: а где все остальные квартиры? Ответить на него чрезвычайно сложно. Информация об этом практически отсутствует. В сложившихся отношениях между застройщиками и городскими властями, которые строятся по существу на основе добровольно-принудительных пожертвований передачи жилья в распоряжение городских властей, уже сейчас вполне возможно определить признаки состава преступления. Эти «пожертвования» не отражены в городском бюджете, что само по себе вызывало и вызывает массу вопросов. Мало того, эти пожертвования по действующему закону должны осуществляться строителями из собственной чистой прибыли. Если же строительные компании относят эти затраты на себестоимость, то это грубейшее нарушение закона, и называется оно – уклонение от уплаты налогов в крупных размерах, не говоря уж о том, что компенсируют свои потери застройщики повышением стоимости одного квадратного метра жилья. Сегодня сложно установить, какое именно количество квадратных метров жилья за последние два года пошло на выделение квартир для бюджетников, расселение жителей ветхоаварийных домов. Предельно ясно одно: городская власть своей политикой сама провоцирует постоянное удорожание стоимости жилья, выделяя земельные участки избирательно. Продажа земельных участков под строительство жилья должна проходить исключительно на конкурсной основе. Город должен сначала подготовить этот участок, подвести туда коммуникации, а потом уже продать его, но уже совершенно по другой цене. Кстати, по имеющейся у нас информации, руководитель рабочей группы Госсовета по вопросам увеличения строительства жилья и его доступности для населения Петр Сумин внесет для рассмотрения президентом немало существенных и полезных новаций. Можно не сомневаться, что среди них точно не окажется практикуемой властями Челябинска практики добровольных отчислений строительными компаниями площадей в пользу муниципалитета. В Челябинске, похоже, большинство социальных проблем решены, обеспечение жильем бюджетников идет полным ходом, дороги очищены, топлива для снегоуборочной техники в избытке, как и самой техники. Одним словом, деньги тратить некуда, а потому начался синдром «золотых унитазов».Яркий симптом этого заболевания – масштабная программа по замене асфальтового покрытия тротуарной плиткой и замена бордюров. Причем асфальт вскрывается даже на тех участках, где он мог бы служить еще десятилетиями. Неужели такая острая необходимость шиковать на укладке плитки? Наши городские власти любят сравнивать себя с хозяйственником Лужковым. Сегодня мы убедились, что Лужков действительно умеет хозяйствовать. В Интернете мы взяли прайс-лист завода по производству тротуарной плитки в Подмосковье с новейшим оборудованием германской фирмы HESS. Подмосковье – один из самых богатых регионов страны. Сравнили цены этого заводы с ценами нашего, челябинского. Получились удивительные вещи! Плитка серого цвета подмосковного завода стоит 242 рубля за квадратный метр (включая НДС), на челябинском заводе – 366 рублей. Плитка красного цвета в Подмосковье стоит 270 рублей за квадратный метр, в Челябинске – 524 рубля. Теперь взглянем на тарифы на бордюрный камень. У нас его иной раз очень даже спокойно укладывают до замены асфальта. Итак, в Подмосковье бордюрный камень стоит 138 рублей за один элемент, в Челябинске – 225 рублей. Даже такую мелочь, как дождевой лоток, и то выгоднее купить в Подмосковье. Он там стоит 55 рублей, а у нас – 127 рублей. Произведем далее нехитрый подсчет. Стоимость перевозки железной дорогой, если закупать тротуарную плитку и бордюрный камень в Подмосковье, в пересчете на один квадратный метр равняется приблизительно 110 рублям. То есть если закупать красную плитку под Москвой и везти ее в Челябинск, то стоимость ее составит с учетом перевозки около 380 рублей – значительно меньше, чем она стоит на заводе в Челябинске. При таком методе ведения хозяйства в Челябинске денег действительно ни на что толком хватать не будет – ни на увеличение строительства жилья, ни на уборочную технику. Проще обвинять президента и правительство во всех грехах. Каждый квадратный метр тротуарной плитки в Челябинске – это уложенная в землю часть не построенной квартиры для нуждающихся горожан, молодых семей, это доплата учителям и врачам, это невыплаченная вовремя компенсация пенсионерам и ветеранам. Куда уходят «плиточные» деньги у нас? Вопрос, на который могут и должны ответить не только власти, но и правоохранительные органы.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru