Стратегия компании "Коламбия" как пример оперативного реагирования на изменение рыночной ситуации

Стратегия компании "Коламбия" как пример оперативного реагирования на изменение рыночной ситуации

Из досье:

Андрей Алексеевич Вахрушев - директор Красноярского регионального представительства ООО "Компания Коламбия”.

Родился 15 сентября 1971 года в Красноярске.

Образование высшее. Окончил Сибирскую аэрокосмическую академию по специальности "Экономика тяжелого машиностроения”.

Трудовой путь начинал в 1994 году экономистом в валютно-финансовом отделе КрАЗа. С 1995 по 1998 год - ведущий специалист отдела материально-технического снабжения на этом предприятии. С 1998 по 1999 год работал в частных структурах. Последние три года возглавляет региональное представительство ООО "Компания Коламбия” в Красноярске.

Женат. Сын и дочь.

Крупный поставщик металлопроката ООО "Компания Коламбия" на рынке стального проката и труб работает уже 10 лет. Являясь управляющей компанией ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь", а также официальным представителем ПКП "Стальпром" и Никопольского завода стальных труб "ЮВИС" (Украина) в Казахстане и восточной части России, "Коламбия" располагает тремя крупными металлобазами - в Волгограде, Челябинске и Красноярске.

Один из лидеров на региональном рынке

Красноярское региональное представительство ООО "Компания Коламбия" на рынке трубной продукции и металлопроката существует третий год. За это время оно стало не просто известным, а зарекомендовало себя как надежный, порядочный партнер, придерживающийся принципов цивилизованного бизнеса. Помимо того, что фирма является официальным дилером Никопольского трубного завода и управляющей фирмой ВМЗ "Красный Октябрь", она занимается оптовой и розничной торговлей металлопроката производства ведущих металлургических предприятий страны - ММК, ЗапСиб МК, КМК, АМЗ, "Северсталь", НТМК, ВСПКЗ, ВТЗ. По объемам продаж и наличию сортамента металлопроката (а номенклатурный перечень имеющейся на складе в Красноярске металлопродукции насчитывает около 200 наименований) "Компания Коламбия" является одним из лидеров среди представленных на местном рынке металлоторговых компаний.

Крупный складской комплекс компании общей площадью 2,5 тыс. кв. м расположен на территории Красноярского алюминиевого завода. Объем находящего в нем металлопроката в зависимости от сезонности и количества заказов составляет от 3 до 6 тыс. тонн. Но фирма занимается поставкой сортового и черного металлопроката не только со склада, но и под заказ. В кратчайшие сроки формируются и отправляются напрямую от завода-изготовителя и сборные с баз (до 20 наименований металлопродукции) вагоны в разные регионы страны.

Среди крупных заказчиков компании - ОАО "Красноярскэнерго", ОАО "Красноярский завод комбайнов", ОАО "Красноярский алюминиевый завод", ОАО "КраМЗ", ОАО "АГК", ОАО "Братский алюминиевый завод". Крупные промышленные предприятия являются основными потребителями металлопродукции, для них компания предусматривает специальную систему скидок. В ряде случаев идет на отсрочку платежа. И это несмотря на то, что цены на черный прокат и стальные трубы в фирме и без того не высоки. Это стало возможным благодаря тому, что "Компания Коламбия" работает с заводами-производителями напрямую, исключая "цепочку" посредников.

Предложение опережает спрос

В последний год в структуре металлопотребления в России наметились изменения, которые не могут не вызывать обеспокоенности. Российский рынок металлопроката оказался перенасыщенным. Дело в том, что рост объемов потребления оказался не таким стремительным, как рост предложений со стороны металлургических предприятий. А в течение последних трех лет металлургические комбинаты неуклонно наращивали объемы производства. Так, в третьем квартале 2016 года поставки металлопродукции составили 150% от уровня соответствующего периода 2014 года.

Рост объемов производства начался с девальвации рубля, ставшей настоящей "золотой жилой" для экспортно ориентированной металлургии. Предприятия любыми путями расширяли поставки на экспорт, тем более что мировые цены на прокат непрерывно росли вплоть до мая 2016 года. Неплатежный внутренний рынок ушел на дальний план, и уже в начале 2015 года Россия стала ощущать металлургический "голод". К середине 2016 года ситуация начала меняться. Цены на металлопродукцию в России стали постепенно расти, и металлурги начали возвращаться на внутренний рынок. Тем более что с июня конъюнктура мирового рынка начала ухудшаться. Уже с августа экспортные поставки оставались на прежнем уровне, в то время как продажи металлопроката в России росли. В итоге конкуренция на российском рынке сложилась довольно жесткая. И в ближайшие годы, похоже, она будет обостряться. Во-первых, потому что ближайшие перспективы развития мировых рынков не внушают оптимизма. Рост спроса и цен на сталь, наблюдавшийся с середины 2015 года, был обусловлен улучшением конъюнктуры мировой экономики.

Но беспрецедентный бум в США, восстановление азиатских экономик и экономический подъем в Европе стимулировали рост выплавки стали во всем мире и, как показывает падение цен во второй половине 2016 года, привели к явному перепроизводству. За январь-август 2000 года производство стали выросло на 10,1%. При этом потребление проката в 2000 году по сравнению с 2015 годом выросло на 5,8%. В начале нынешнего года мировые производители надеялись, что кризис перепроизводства стали конца 2016 года все-таки пойдет на убыль, и цены вновь начнут расти. Но опубликованные недавно аналитические отчеты в "Metall Bulletin" демонстрируют неутешительную ситуацию: объемы мирового производства по-прежнему увеличиваются.

Под давлением избыточного предложения мировые цены продолжают снижаться. "Все это не могло не отразиться и на отечественных производителях, которые значительно сократили долю экспорта, - говорит директор Красноярского регионального представительства ООО "Компания Коламбия" Андрей Алексеевич Вахрушев. - К примеру, доля экспорта "Северстали" к концу 2016 года сократилась с 54 до 30%, тогда как общий объем производства сократился всего на 0,1%, следовательно, увеличились поставки на внутренний рынок. Похожая ситуация и на других предприятиях. Все это привело, как и прогнозировалось, к перенасыщению рынка металлопроката, прибавьте к этому продолжающийся рост тарифов на энергоносители и перевозки, а также увеличение затрат на реконструкцию и ввод новых мощностей, начавшиееся на многих предприятиях в условиях благоприятной конъюнктуры, и станут понятны причины снижения цен и рентабельности.

В итоге в сложной ситуации оказались как металлургические, так и металлоторговые предприятия. Чтобы сделать прогноз динамики цен на 2018 год, необходимо учитывать вероятное снижение цен на нефть в течение первого полугодия следующего года, что неизбежно приведет к сворачиванию на этот период некоторой доли инвестиционных программ нефтяного комплекса России - основного инвестиционного донора металлургической и машиностроительной отраслей. Не добавляет оптимизма и официальное предложение американской комиссии по тарифам и пошлинам ввести экспортную пошлину на российский металлопрокат в размере 40%. Если это решение конгресс США утвердит, то конкуренция на российском рынке еще более ожесточится. Степень влияния всех этих перемен конъюнктуры на металлургические предприятия будет разной. Наилучшее положение занимает тройка крупнейших комбинатов: "Северсталь”, ММК и НЛМК - с хорошим уровнем рентабельности на внутреннем и внешнем рынках, относительно устойчивым экспортным сбытом и менее жесткой конкуренцией на рынке. Для комбинатов "второго эшелона” (Зап-Сиб, ММК, НТМК, "Носта", "Мечел", Оскольский ЭМК, "Ижсталь") основным источником прибыли служит реализация сортового проката на внутренний рынок, хотя наибольшую долю их производства составляет заготовка на экспорт. Величина внутреннего спроса будет определяющей, так как из-за его ограниченности массовая переориентация экспортных поставок вызовет затоваривание на внутреннем рынке и падение цен. Существует высокая вероятность демпинга как следствие конкурентной борьбы за сбыт.

В перспективе убыточность заготовки экспорта и узость внутреннего рынка вполне могут привести к тому, что предприятия "второго эшелона" понесут убытки и будут вынуждены снизить объемы производства. Положение же мелких металлургических предприятий будет полностью зависеть от динамики внутреннего спроса. Если говорить о доходности металлоторговых фирм, то, учитывая нынешнюю ситуацию, она будет продолжать снижаться. Если в прошлом году средняя наценка у металлоторговых фирм составляла порядка 15-20 процентов, в этом году она была снижена до 7-10 процентов, в следующем году может уменьшиться еще. Но мы прекрасно понимаем - время больших заработков ушло. Полагаю, через год-другой 3-5% прибыли станут для нас таким же нормальным явлением, как в западных странах. Конечно, при условии, что экономика будет стабильной".

Конкуренция выявит сильнейших

Отвечая на вопрос о перспективах развития Красноярского регионального представительства ООО "Компания Коламбия", Андрей Вахрушев был настроен довольно оптимистично: "Думаю, что перспективы у нашей фирмы неплохие, поскольку за два с небольшим года своего существования на рынке края мы себя неплохо зарекомендовали. У компании есть все необходимое для того, чтобы нормально работать - постоянные клиенты, высококвалифицированный персонал, крупные складские помещения, давние партнерские отношения со многими заводами-производителями. Безусловно, успокаиваться на достигнутом не собираемся. В ближайших планах - создание сервисного металлоцентра, где есть все необходимое для резки металлопродукции в любом размере и формирования любой металлопартии. Для этого уже приобретается необходимое оборудование. В частности - отмоточная машина, которая позволит нам продавать мелкими партиями канатную продукцию. Одним из перспективных направлений в дальнейшей работе компании должна стать поставка на Красноярский рынок нержавеющего проката.

Осуществляться она будет в рамках совместной программы ООО "Компания Коламбия" с крупнейшим на Украине поставщиком труб из коррозионностойких марок сталей - производственно-коммерческим предприятием "ЮВИС". Дело в том, что нержавеющий металл на красноярском рынке представлен довольно слабо - всего 2-3 фирмами. В настоящее время красноярский потребитель зачастую приобретает нержавейку на Урале. Думаю, мы эту ситуацию изменим. "Компания Коламбия" стремится максимально расширить сортамент предлагаемой металлопродукции для того, чтобы потребитель мог в одной компании приобрести все необходимое, не тратя времени и сил на поиск нужной продукции в разных фирмах. Надеемся, что, расширяя сортамент, развивая сервисные услуги и оперативно выполняя поставленные задачи, мы сможем привлечь новых клиентов. Это необходимое условие для выживания при нынешней жесткой конкуренции. Мы прекрасно понимаем, что в новом году, для того чтобы чувствовать себя уверенно на рынке металлопроката и продолжать развиваться, нам необходимо будет приложить вдвое больше усилий. Но мы к этому готовы. Ведь "Компания Коламбия" пришла на красноярский рынок металлопроката всерьез и намерена остаться здесь надолго".


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru