Первые скульптуры.

Плотников констатируют: стелы, возможно, предшествовавшие изваяниям, ставились наряду с ними, «пока бытовал древнетюркский поминальный обряд» . Вслед за Л. Р. Кызласовым, они относят различия в полноте и реалистичности передачи человеческой фигуры на счет мастерства каменотесов. Относительно эволюции древнетюркской скульптуры Ю. С. Худяков и Ю. А. Плотников предположили, что древнетюркские изваяния появились во время Первого каганата. На них чаще всего детализировались лица, головы, иногда еще и руки:. «Классический канон» с изображением реалий, по их мнению, сложился в период Второго каганата и просуществовал до конца X в. В IX — X вв. возник вариант древнетюркских статуй с сосудом в обеих руках. С VI по X вв. наряду с «совершенными статуями» устанавливались изваяния, изображающие лишь лицо или голову человека, а также стелы. Опираясь на классификации Б. Я. Владимирцова и Ю. С. Худякова, В. Е. Войтов, кафе дизайн, подразделил мемориальные памятники древнетюркской знати на территории Монголии 1 на четыре типа. В каждом типе он различает подтипы, в некоторых подтипах — варианты.

Проанализировав систематизированные таким образом данные, исследовательница пришла к выводу о существовании в евразийской скульптуре четырех массивов статуй: А — частичные изображения с комплексом признаков «а» ; С — частичные изображения с комплексом признаков «Ь» ; D — полные изображения с комплексом признаков «а» ; В — полные изображения с комплексом признаков «Ь» . Результаты классификации были подтверждены статистическим анализом, который «помог выяснить ряд тенденций, характеризующих европейские и азиатские статуи» . Выявленные тенденции довольно очевидны, а в части пресловутых «альтернативных комплексов признаков» — не совсем верны. Следующим этапом исследования Л. С. Гераськовой явилась разработка новой классификации восточноевропейской скульптуры. Сначала статистическому анализу подверглись пропорции скульптур массивов А, В и С. При описании пропорций учитывались: ширина плеч, ширина лица, толщина блока, длина торса. В результате она сделала вывод, что три массива соответствуют трем традициям изготовления скульптур, значит, имеют разную этническую принадлежность. Для решения вопросов этнической атрибуции и хронологии массивов А, В и С Л. С. Гераськова провела их сравнительный анализ, причем внутри массива А сравнивались между собой азиатские и европейские скульптуры. Сравнение производилось по трем группам признаков: форма предметов ; конфигурация частей тела ; моделирование форм статуй. В результате было установлено, что статуи массива Ае характеризуются сходством с азиатскими и делятся на два типа: изваяния с руками и без них.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru