Эволюция домашнего видео: от объема к виртуальной реальности

Эволюция домашнего видео: от объема к виртуальной реальности

В наше время уже довольно много людей имеют дома технику, почти с достоверной точностью демонстрирующую сочную, высокодетализированную, практически живую картинку. Вполне привычным стало и объемное изображение, при просмотре которого иногда хочется улучить момент и с размаху шлепнуть по торчащему из телевизора кончику носа знаменитого дельфина-афалины Флиппера или "в безопасном режиме" потрепать за объемную лохматую шевелюру умилительного львенка, возможно, даже его папашу. Увы, шлепнуть и потрепать пока не получается.

При сегодняшнем уровне производимой аппаратуры для того, чтобы наслаждаться объемным видео, помимо собственно телевизоров и Blu-ray-плееров, его поддерживающих, обычно требуются и специальные очки. Разновидностей очков, как и стандартов 3D-изображения, с ними совместимых, существует довольно много. В рамках этой статьи обсудить присущие каждому стандарту технические характеристики, а именно разрешение получаемой картинки, эффективные углы обзора, комфортность просмотра и прочие плюсы и минусы, не представляется возможным.

Более подробно об эволюции трехмерных технологий, их основных отличиях и моделях, имеющихся на рынке телевизоров, можно почитать в статьях "История изобретения 3D" и "3D-телевизоры". Также следует упомянуть о том, что существуют методы воспроизведения, позволяющие обходиться без использования очков. Успешнее всего такие разработки применяются в мобильных устройствах: некоторых смартфонах и набирающей популярность портативной игровой приставке Nintendo 3DS.

В первой части статьи мы успели вспомнить технику прошедших лет и поговорили о насущных разработках дня сегодняшнего. Однако многим из нас было бы интересно заглянуть в будущее для того, чтобы представлять, какие чудеса домашнего видео ожидают нас в дальнейшем. Сейчас мы постараемся это сделать.

С достаточно большой долей уверенности можно прогнозировать, что следующим повсеместно распространенным стандартом цифрового телевещания высокой четкости, который сменит форматы HD ready и Full HD, будет Ultra High Definition Television (UHDTV). Другое название - Super Hi-Vision. Его разрабатывают японская государственная телерадиокомпания NHK и британская телекорпорация BBC.

Вот некоторые технические характеристики: разрешение: 7680х4320 пикселей (примерно 33 мегапикселя), 16х9; глубина цвета: 10 бит на канал; частота кадров: 60 кадров/с (прогрессивная развертка); звук: 22,2-канальный – 9 каналов на уровне выше ушей (верхний уровень), 10 каналов на уровне ушей (средний уровень), 3 канала на уровне ниже ушей (нижний уровень), 2 канала - НЧ-эффекты.

Главное, что обещают нам разработчики, – это небывалая увлеченность происходящими на экране событиями (или, наоборот, впадение в тотальную созерцательность, если передается, к примеру, изображение альпийского луга или цветущей сакуры). В правдивости этого утверждения смогли убедиться все присутствовавшие на официальных презентациях формата зрители.

Одна из презентаций UHDTV - потрясенные зрители созерцают подсолнухи

Наиболее нашумевшей является трансляция концерта группы The Charlatans из Лондона в Токио. Побывавшие там счастливчики отмечали невиданную никогда ранее детализацию картинки: хорошо различимы были даже поры кожи на лицах музыкантов, мельчайшие элементы их костюмов и корпусов музыкальных инструментов.

Начать такое ТВ-вещание официально планируется в 2020 году. Впрочем, некоторые оптимисты полагают, что полноценные трансляции станут возможными уже к 2015 году. Главным техническим препятствием, мешающим начать их прямо сегодня, является чрезвычайно высокая плотность передаваемой информации: битрейт стандарта UHDTV составляет 24 Гбит/с. Естественно, что пропускная способность современных HD-сетей справиться с таким объемом данных не в состоянии. Для сравнения: битрейт распространенного сейчас формата HDTV составляет лишь 16 Мбит/с.

Следует учесть, что камер, способных снимать изображение в нужном разрешении, пока существует всего три и на данный момент технология может использоваться только в специализированных кинотеатрах. Например, в Англии с ее помощью планируется демонстрировать Лондонскую Олимпиаду 2012 года на гигантских уличных экранах.

Не за горами и являющееся обязательным атрибутом сеансов связи между продвинутыми космическими повстанцами и темными галактическими властелинами, по-настоящему объемное голографическое изображение. Год назад учеными Массачусетского технологического университета при помощи приборов и деталей, производящихся серийно и находящихся в свободной продаже, был собран и продемонстрирован в действии прототип голографического телевидения.

В качестве одного из компонентов системы даже использовалась несколько модифицированная камера Kinect от популярной игровой приставки Xbox 360. Консольный "контроллер без контроллера" применялся для захвата в реальном времени движений актрисы, облаченной в одеяние принцессы Леи и обращавшейся с просьбой о помощи к Оби Вану Кеноби. Изображение затем транслировалось через Интернет на собранный также из серийных компонентов и имеющий несколько многоядерных процессоров компьютер. После обработки оно воспроизводилось на единственном не серийном компоненте системы - голографическом экране Mark-II. Тем самым, уже в реальности, была воспроизведена сцена из небезызвестного фильма. Фанатам осталось запастись толикой терпения, приготовить лазерные мечи и дождаться появления Императора всея галактики у себя дома.

Гораздо более эффектная, потрясшая множество зрителей демонстрация возможностей голографии произошла в январе 2011 года на вручении наград NRJ Awards. Увлеченные поклонники наблюдали за выступлением группы Black Eyed Peas, когда в самом конце номера солисты коллектива Ферджи и Табу непостижимым образом рассыпались. Оказалось, что все это время на сцене вместе с живыми музыкантами танцевали и пели голограммы (посмотреть).

Для создания потрясающих эффектов использовалась аппаратура компании Musion Systems, уже несколько лет предлагающей постоянно совершенствующуюся услугу голографических конференций, так называемое "Телеприсутствие".

Голоконференция может применяться в самых разнообразных сферах деятельности. Уже понятно, что может быть организован концерт, аналогичный представлению Black Eyed Peas. В частности, пользующийся повышенным спросом со стороны покрытых макияжем юношей со взором горящим и аналогичных им девочек, рок-коллектив Tokio Hotel таким образом удерживал от суицида (или, наоборот, к нему подталкивал) подростковое население сразу в семи странах. Группа воспользовалась данной услугой для трансляции своего виртуального выступления одновременно в Германию, Австрию, Бельгию, Швейцарию, Голландию, Францию и Испанию (отрывок здесь).

Телеприсутствие великолепно подходит не только для развлекательных мероприятий, но и для проведения всевозможных деловых презентаций и сеансов видеосвязи. Например, глава крупной корпорации, находясь в одном городе, сможет вполне наглядно предстать перед своим коллективом или собранием акционеров компании, находящимся в другом городе. Легко вообразить, насколько такая конференция эффектно будет выглядеть. Не меньше возможностей существует для использования данной технологии в сфере дизайна и архитектуры: воочию узреть и рассмотреть в подробностях, как будет выглядеть новый, еще не существующий в действительности автомобиль или проектируемый отель, дорогого стоит.

На вопрос: "Так чем же отличается голографическое изображение от обычного 3D-видео, демонстрируемого домашними кинотеатрами?" - отвечаем: "Главным отличием голограммы от 3D-картинки, которую нам показывают современные телевизоры, является возможность разглядывать ее абсолютно со всех сторон и под любыми углами зрения. Причем можно не только разглядывать, но и свободно прогуливаться среди них, если голограмм больше, чем одна".

Ну а в дальнейшем во время просмотра фильмов мы наверняка сможем не только наблюдать объемное и практически неотличимое от оригинала изображение, но и дотронуться до него, а возможно, в том или ином виде, даже поучаствовать в происходящих на экране (или где-то еще) событиях. Появится оборудование, в полной мере имитирующее различные запахи и вкусы. Уже сейчас имеются работающие прототипы и даже находящиеся в продаже устройства, обладающие подобными возможностями.

Знакомьтесь: продемонстрированный на выставке C. E.S. 2011 прибор ScentScape. Он может подключаться к USB-порту любого, даже относительно маломощного компьютера. В минимальных требованиях значатся: процессор Pentium, 1 Гб оперативной памяти и 250 Мб места на жестком диске. В качестве поддерживаемых операционных систем упоминается даже Windows 98, не говоря уже о более актуальных Windows-системах (XP, Vista, 7). Поддержка Apple-семейства ожидается в самое ближайшее время.

Используется гаджет для моделирования разнообразных запахов и ароматов, которые сопровождают события на экране. Технология подходит как для просмотра фильмов, так и для компьютерных игр. Например, разработчики упоминают о возможности во время выполнения очередного игрового квеста войти в замок людоеда и ощутить, как дух соснового леса сменяется пикантным зловонием владельца сего гостеприимного места. А чемпионату Formula 1 будут сопутствовать запахи жженой резины и выхлопных газов.

Можно даже непроизвольно пустить слюну, наблюдая за тем, как герои фильма обедают в пиццерии. Мы не только будем видеть их и слышать их реплики, но и вдохнем аромат горячей свежеприготовленной пиццы.

И все это за относительно небольшую, для такого оригинального устройства, цену: в 70 долларов обойдется сам девайс и в 20 долларов сменный картридж к нему с 20 же базовыми ароматами.

По сути, ScentScape является гораздо более совершенным домашним аналогом полуигрушечного формата 4D, не так давно представленного на премьере нового фильма Роберта Родригеса "Дети шпионов 4D". Там нужный запах выделялся при использовании элементарной, как валенок, "технологии" "Аромаскоп" (Aroma-scope).

На входе в зал зрителям вручалась покрытая металлизированной фольгой карточка. Она была поделена на несколько секторов, с номерами - от одного до восьми, где под каждым номером скрывалось определенное ароматическое вещество. Перед сеансом демонстрировался ролик, дававший рекомендацию: при появлении на экране цифры быстренько стереть с таковой защитный слой на карточке. А затем... почувствовать запахи: зеленого яблока, апельсина, клубники, жевательных конфет и прочего шоколада.

Тут же ребром стал вопрос об удобности применения сего "изобретения". Отмечено, что не всегда желающие успевали среагировать и стереть защитную фольгу в нужный момент. Немногие счастливчики, которые все-таки успели это сделать, в полной мере смогли "насладиться" вдыханием синтетических испарений, навевающих воспоминания о некогда популярном турецком "Бубль-гуме".

Для порядка надо добавить, что применяемые в кинотеатрах Европы и США технологии 4D и 5D гораздо совершеннее и являются именно технологиями, а не выхлопом каменного века, созданным эксклюзивно для России, Казахстана и других диких мест. Где, согласно народному североамериканскому поверью, живет суровый, заросший густой бородой "тцсарь" Сталин, а по застроенным елками улицам, верхом на заправленных водкой ракетах, перемещаются хронически нетрезвые медведи в ушанках. И местные жители, вспоминая о тех славных деньках, когда они работали "отловщиком цыган", с особым волнением рассказывают о достигнутом совершенстве: умении сбить цыгана камнем с расстояния 15 метров, если он был закован в цепи, или с расстояния 10 метров, если он закован не был (имеется в виду небезызвестный Борат Сагдиев).

В полноценных 5D-кинотеатрах мы можем ощущать почти реальное движение, так как используется система активных, меняющих свое положение в соответствии с происходящим на экране действием кресел. В результате работы специальных установок зритель чувствует, как в лицо дует ветер, летят брызги воды, снежинки, мыльные пузыри и т. д. Другие установки реализуют правдоподобные вспышки молний или огня. Например, имитируют извержение вулкана.

Однако имитация запахов в кинотеатрах - сущие игрушки по сравнению с инновациями, недавно продемонстрированными японскими учеными. В 2011 году сотрудниками Токийского университета была проведена первая в мире псевдодегустация печенья. Разработку, позволившую ее осуществить, окрестили метапеченьем (Meta Cookie).

Суть ее в следующем: на голову первопроходцу-испытателю надевался внушительных размеров агрегат, представляющий собой совокупность технологии дополненной реальности и "продвинутого ароматизатора", работающих в тесной связке. Затем предлагалось печенье, якобы нескольких видов: в кленовом сиропе, миндальное, шоколадное и лимонное. После того как выбор был сделан, а изделие было съедено, у испытуемого спрашивали, что, по его мнению, он только что откушал. На это почти 73% участников эксперимента говорили именно о ранее выбранном печенье.

На самом деле все кондитерские изделия были абсолютно одинаковы: и по форме, и по своему вкусу. Специальным программным обеспечением, в зависимости от высказанного участником эксперимента предпочтения, на них натягивалась соответствующая видеотекстура, а хитрым ароматизатором, по мере поднесения выпечки ко рту, с точностью до долей секунды подавался нужной интенсивности аромат. Таким образом, у испытуемого создавалась потрясающе реалистичная иллюзия поглощения определенного продукта.

В течение пяти лет технологию планируется довести до необходимого совершенства, а затем использовать ее, например, в диетологии. Само собой, широкое применение планируется также в сферах телевизионного вещания и компьютерных развлечений.

А теперь самое время помечтать. Какое кино или синтез виртуальной и объективной реальности ожидает нас в дальнейшем? Давайте на минутку вообразим, что присутствуем на званом вечере с множеством людей. Мы, облаченные в белый, отлично сидящий смокинг, берем с подноса официанта фужер, делаем небольшой глоток и наслаждаемся вкусом холодного мартини с водкой, закусывая при этом канапе, взятым с другого блюда. Кожные рецепторы с предельной достоверностью ощущают долетающий с моря бриз. Затем, когда мартини подействует и мир вокруг заиграет новыми красками, мы повернемся к стоящей рядом обворожительной девушке (с которой натерпимся в дальнейшем немало бед и приключений) и не спеша, с достоинством произнесем сакраментальное: "Позвольте представиться, меня зовут Бонд, Джеймс Бонд..."


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru