Минус – проценты, плюс – субсидия

Минус – проценты, плюс – субсидия хотя большие надежды возлагаются на программы субсидированного кредитования с государственной поддержкой, рынок реагирует на них весьма вяло. Причем спрос упал и на дорогие иномарки, и на бюджетные отечественные авто по желаемой синусоиде тоже не поднялся.

В настоящее время в невыгодном положении находятся все: и банки, теряющие прибыль, и клиенты, неспособные покрывать высокие ставки, и автодилеры, находящиеся в долговом тупике. Возможно ли как-то повлиять на изменение ситуации?

Ясное дело, что банки зарабатывают на выдаче кредитов, и сейчас перед ними стоит задача сделать их более привлекательными, модернизировать в антикризисном ключе. Как говорит Виктор Тунев, руководитель аналитического отдела финансовой группы «Ермак», если клиент не готов платить 15–20%, его можно заинтересовать только снижением процентных ставок. «Либо договариваться с производителями, продавцами автомобилей об их компенсации. Заемщики не готовы переплачивать 20% в год за автомобиль. При этом за три года – средний срок кредита – получается 60% от стоимости автомобиля. Это очень много», – констатирует Виктор Тунев. Задача банка – сделать кредит незаметным для заемщика: чтобы проценты не составляли большую стоимость от суммы кредита, а как во всем мире – не больше 10% в год. «Можно еще пытаться что-то выиграть за счет программ со страховщиками, – говорит г-н Тунев. – К примеру, специально предлагается КАСКО не под 10% в год, а под 6–5%. Это тоже плюс для клиента».

Субсидии не по адресу

По поводу популярности субсидированных кредитов с господдержкой Виктор Тунев выразил сомнение. «На самом деле под выдачу «льготных» кредитов подпадает очень узкий спектр автомобилей. Проблема в том, что у тех, кто покупал автомобили ВАЗ, возможности по их приобретению сейчас резко сократились. Как правило, это люди, которые хоть и получали небольшие зарплаты, но могли позволить себе какой-то кредит. Сейчас им понизили зарплату, их уволили, или они опасаются увольнения. Пока у людей не будет ясности с местом работы, они не будут покупать что-то долгосрочное», – считает аналитик. По мнению эксперта, чтобы стимулировать спрос, нужно этот автосегмент сделать шире, включив туда не только самые дешевые иномарки и ВАЗы, но и иномарки среднего класса. Если бы размер суммы на покупку автомобиля по субсидированному кредиту увеличили до 500 тысяч, это было бы, по мнению Виктора Тунева, нормально.

Лебединая песня дилеров

Дилеры вряд ли могут посодействовать увеличению спроса на автокредиты снижением цен на свой товар. «Дилерские компании – сейчас самое слабое звено, потому что они все в кредитах и в долгах, – говорит Виктор Тунев. – Можно сказать, что при таком спросе они почти банкроты. Поэтому у них возможностей мало. Дилеры могут проводить только ту политику, которую им предлагает производитель».

По мнению директора Пермского аналитического центра Сергея Седова, дилерским компаниям надо перестраиваться на более дешевые модели, одновременно повышая качество обслуживания и работы своих сервисных центров. И готовиться к дальнейшему снижению спроса на рынке автокредитования.

Прогноз же по поводу того, что отечественные машины вытеснят с наших дорог иномарки, вряд ли оправдается в ближайшее время. Как говорит Сергей Седов, маловероятно, что люди пересядут на «Жигули». «Отечественные машины – именно российские марки – дешевизной не блещут, – говорит эксперт. – Скорее перестроятся западные автопроизводители, в том числе имеющие здесь заводы».

Судя по всему, рынок автокредитования может сосредоточиться на оптимизированных иномарках и добротных подержанных авто. «Можно максимально облегчить комплектацию до базовой и продавать машины существенно дешевле, – говорит аналитик. – Западные компании имеют значительный опыт управления издержками, то есть снижения себестоимости продукции, они более гибкие в управлении, быстрее принимают решения. Есть еще и вторичный рынок, он серьезно вырос и вполне может конкурировать по ценам с новыми отечественными моделями, а комфорт даже в 3–5-летней иномарке намного выше, чем в отечественной машине».


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru